На туристском рынке Казахстана грядут большие перемены. Как заявляют эксперты, выход российского туроператора PEGAS Touristik скажется на конкуренции. При этом закрытия многих туристских компаний в РК не ожидается, прогнозирует Ксения Терещенкова, менеджер по международному туризму компании Nomad Travel Gallery. «Для турфирм с агентской лицензией появление нового игрока пойдет на благо – у нас расширяется выбор продаж. Для туроператоров – это конкуренты», – поясняет Ксения Терещенкова.
Конкуренция может стать более интенсивной и, естественно, туроператорам, может быть, придется более активно использовать инструменты маркетинга и PR, оптимизировать свои расходы и пойти на ряд других мер, чтобы отстоять свои позиции на рынке. «У нас есть туроператоры, которые формируют пакеты (перелет, отель, трансфер и страховка). Им будет тяжело. А турагентам – обычным турфирмам это выгодно, потому что мы своим туристам можем предлагать пакеты разных операторов, а они уже будут решать, что купить», – отмечает Ксения Терещенкова.
Компаниям придется не только очень тщательно работать над своей репутацией, но также тесно работать с клиентами, обслуживать их на еще более высоком уровне. Так считает Павел Спицын, генеральный директор Abacus Central Asia. «Мы надеемся, что эта ситуация даст толчок казахстанским операторам на объединение и выработку единой стратегии. Не секрет, что в Казахстане существует острая внутренняя конкуренция в борьбе за клиента, которая приводит, в том числе, и к ценовому демпингу, и разрозненности туристских агентств», – отмечает Павел Спицын.
По его мнению, возможно, что новая иностранная туристская компания принесет на рынок новые инвестиции и новые маркетинговые шаги. Выход на казахстанский рынок российского игрока может повлиять также на вопросы менеджмента. В новых условиях казахстанским компаниям придется реформировать и решать вопросы, связанные с управлением, операционной и финансовой деятельностью, чтобы противодействовать, превосходить или быть на уровне своих российских коллег.
Больше путевок, ниже цена
По направлению Турция у PEGAS Touristik имеется много личных блок-мест. У нового игрока есть и собственные отели, и автобусы, и машины для индивидуальных встреч и проводов. Таким образом, себестоимость на все услуги становится в разы дешевле, примерно на $300-$400, чем у компании «Гульнар Тур».
Резкое снижение цен на путевки можно объяснить двумя версиями, добавляет Павел Спицын. Возможно, что оператор сознательно идет на демпинг, вступает в кризисную ситуацию и фактически заменяет своим предложением, предлагая альтернативные туристские услуги казахстанцам, недавно ставшим потерпевшей стороной в результате ситуации вокруг «Гульнар Тур». «Фактически, таким способом компания делает очень сильный PR-ход и привлекает к себе, к своему бренду внимание общественности, создает лояльность к своему бренду. У компании есть возможность проводить демпинговую политику в Казахстане и компенсировать это поднятием цен в каком-либо другом регионе своей деятельности», – говорит Павел Спицын.
Другая версия заключается в том, что компания может позволить себе это, оптимизируя расходы, получая больше скидок от разных поставщиков. В связи с тем, что российский туроператор довольно крупный игрок на постсоветском пространстве, не исключено, что они могут получать от своих партнеров более лучшие условия.
«Вероятно, что у компании есть опытный менеджерский состав и технологические решения, которые оптимизируют процесс и расходы. Поэтому, если это не демпинг со стороны туроператора, а реальная оптимизация расходов и процессов, позволяющие снижать цены на туры, то это повлияет на цены на путевки во всей индустрии выездного туризма. Думаю, что к осени и зимнему сезону ситуация на туристическом рынке будет более определенной и уже можно будет прогнозировать снизятся ли туры для казахстанцев», – комментирует Павел Спицын.
После того как компания «Гульнар Тур» оказалась в центре скандала, актуальным стал вопрос о том, как защитить туристов. В первую очередь, необходима доработка инструментов регулирования отрасли со стороны курирующих органов, а именно МИНТ и Комитета по туризму, считает Асем Козбагарова, исполнительный директор туроператора TRAVELSYSTEM по Казахстану.
«Необходимы депозиты или страховые покрытия для желающих осуществлять туроператорскую деятельность – это очень рискованная сфера, в связи с чем сумма покрытия должна быть в разы больше той, которая существует на данный момент, что позволит защитить клиентов от подобных случаев и возместить им понесенные затраты», – говорит Асем Козбагарова. Она добавила, что на фоне таких событий тенденция к самостоятельному туризму будет усиливаться, что, возможно, и скажется на количестве туристских компаний.