В Казахстане регулярно говорят о некачественном ремонте дорог. Однако ситуация не меняется в силу того, что тендеры проходят непрозрачно и их выигрывают компании, которые близки к тем, кто эти тендеры проводит.
На состоявшемся на прошлой неделе в мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к министру транспорта и коммуникаций РК Ж.М. Касымбеку обратился депутат парламента Турсунбек Омурзаков.
Согласно Государственной программе развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года, с 2001 года на восстановление и эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования инвестировано 1,5 трлн тенге, при этом в настоящее время треть дорог (33%) находится в неудовлетворительном состоянии. Кроме того, Казахстан занимает 117-е (из 144-х) место в мировом рейтинге качества автомобильных дорог Всемирного экономического форума, хотя в 2006 году мы занимали 98-е место.
«Согласно данным МТК РК, в 2013 году Комиссией по проверке качества строительства и реконструкции автомобильных дорог была проведена работа в 7 регионах РК. Всего в ходе проверки были проверены 82 городские улицы и дороги. По итогам проверки на областных и районных дорогах после реконструкции, капитального и среднего ремонта обнаружены множественные нарушения. Среди основных – несоответствие материала требованиям ГОСТов, несоблюдение технологии строительства и ремонта дорог, неровность покрытия, образовавшиеся трещины, занижение обочин, несоответствие откосов и др. Кроме того, в плачевном состоянии находятся многие трассы. К примеру, как выразились в СМИ, трасса Астана-Павлодар напоминает военную дорогу после авианалета», – отмечает мажилисмен.
Плохие дороги и ДТП
Кстати, плохие дороги напрямую ведут к увеличению дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Об этом недавно говорил генеральный прокурор Казахстана Асхат Даулбаев. «Необходимо отметить, что более половины всех погибших лиц, или 61% приходится на ДТП, совершенные вне населенных пунктов. Поэтому можем констатировать непосредственную связь этих ДТП с непринятием мер по устранению нарушений дорожной инфраструктуры и улучшению дорожного покрытия», – сказал он, выступая на координационном совете по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью.
По его словам, акиматы Акмолинской, Жамбылской, Карагандинской и Мангистауской областей не выполнили мероприятия отраслевой программы по установке барьерных и направляющих ограждений в населенных пунктах, в местах тяготения пешеходных потоков.
И такая ситуация с дорожной отраслью наблюдается по всему Казахстану.
При этом показателем плохих дорог является статистика, в частности смертность в ДТП.
Больше всего людей в ДТП ежегодно погибает в Намибии – малонаселенной пустынной стране на юго-западе Африки: 45 человек на каждые 100 тыс. На втором месте любимый туристами Таиланд, где на дорогах ежегодно погибает 44 человека на каждые 100 тыс.
На третьем месте Иран – 38 человек на 100 тыс. Также в списке лидеров печальной статистики – Судан (36), Свазиленд (36), Венесуэла (35), Конго (34), 32 человека на каждые 100 тыс. ежегодно гибнут в автокатастрофах в Малави, Доминиканской Республике, Ираке и ЦАР.
Для сравнения: в Казахстане на 100 тыс. человек населения приходится 22 смертельных случая в результате ДТП.
А в США, несмотря на миллиард автомобилей, ситуация кардинально лучше: здесь ежегодно в результате ДТП гибнет 14 человек на 100 тыс.
Тендеры, тендеры…
Еще одной причиной плохого ремонта дорог является схема проведения тендеров.
На сегодняшний день в процессе проведения тендеров в качестве стартовой стоимости ремонта указывается сумма, которая рассчитана специалистами, работающими в госсекторе. А выигрывает тендер компания, которая указывает меньшую сумму. Если тендерная комиссия выбирает другого подрядчика, указавшего реальную сумму, но близкую к стартовой, то ее могут обвинить в «неравноправном предпочтении» и нежелании сэкономить бюджетные деньги.
А потом, когда компания выигрывает тендер, ей приходится изворачиваться и хитрить, ведь заранее была объявлена сумма, в которую ремонт никак не уложится.
Значит, компании приходится экономить на строительных материалах (как можно дешевле), уменьшать зарплату рабочим и экономить практически на всем. К примеру, как выяснила прокуратура Тараза, компаниям приходится идти на так называемые «другие хитрости». Так, одна из компаний, выполнявшая ремонт на улице Новостройка областного центра, недоремонтировала участок дороги длиной в 10 метров, а толщина дорожного покрытия местами была на 2 сантиметра меньше, нежели указано в акте приемки. Только за счет этого компания сэкономила более 1 млн тенге. А так как в смете нет даже строчки о «прибыли компании» или «вознаграждении за услуги», им приходится экономить на всем, чтобы получить прибыль.
Если ко всему этому прибавить коррупцию среди организаторов тендеров, обязательные «откаты» от выделенных на ремонт дорог сумм, кумовство и местничество, когда победителями тендеров признаются компании, тесно связанные с местными исполнительными органами, то качественного ремонта дорог еще долго не будет.
Выход один: максимально снизить уровень коррупции в органах власти на местах, сделать тендеры прозрачными, а работу компаний – контролируемой. Можно, как в Германии, сделать так, чтобы компания, осуществляющая ремонт тех или иных дорог, в течение определенного времени несла персональную ответственность за качество ремонта. Если на ней появились проблемы, то компания уже за свой счет делает повторный ремонт.
Да, тогда сметы ремонта увеличатся, но дороги будут служить дольше.