«Для кого-то кризис, для кого-то новые возможности», - это высказывание вполне характеризует то, что происходит сегодня на мировых финансовых рынках. Инвесторы ищут новые направления сохранения и приумножения средств и некоторые финансовые инструменты, отложенные в неподходящее время на полку, сейчас вновь набирают популярность.
Так, эксперты вспомнили о торговой стратегии carry trade, которая широко использовалась в конце прошлого века, но в гораздо меньшей степени ныне. «Стратегия carry trade состоит в заимствовании средств в валюте государства, установившего низкие процентные ставки, с дальнейшей конвертацией и инвестированием в валюту государств с более высокой процентной ставкой. Данная стратегия генерирует доход при неизменности обменных курсов валют, так как заимствование денег в одной валюте и инвестирование в другую создает валютные риски», – рассказывает Мурат Кастаев, генеральный директор ТОО «DAMU Capital Management».
Особенно активно операции carry trade использовались после азиатского кризиса 1997 года. Однако через 10 лет объем подобных операций значительно сократился. В последние годы у управляющих компаний остается не так много возможностей получить прибыль, «играя» на процентных ставках, хотя многим валютам характерна нулевая ставка. Дело в том, что центральные банки в развивающихся странах не дают укрепиться отечественным валютам и смысл подобных инвестиций теряется.
Но начало текущего года охарактеризовалось стремительным укреплением валют развивающихся стран. По данным экспертов, индийская рупия по отношению к доллару прибавила 3%, индонезийская рупия – 7%, бразильский реал – 6%, турецкая лира – 2,3%. Эксперты связывают это с ростом процентных ставок и изменившимися экономическими перспективами.
При этом, по мнению Мурата Кастаева, среди казахстанских инвесторов carry trade широко не распространена. «Стратегию carry trade активно используют крупные глобальные игроки, широкому использованию carry trade казахстанскими инвесторами препятствуют общая неразвитость финансового рынка, высокие комиссии брокерских компаний (в связи с жесткими требованиями регулятора к капиталу и следующей за этим низкой конкуренции), а также немногочисленная прослойка квалифицированных и профессиональных инвесторов, понимающих эту стратегию и ее плюсы и минусы», – поясняет CEO ТОО «DAMU Capital Management».
По словам эксперта, в настоящее время из основных валютных пар благоприятные условия для carry trade наблюдаются в парах японская иена-доллар США и евро-доллар США. «В частности, наиболее популярным является привлечение средств в японских иенах и инвестирование в американские активы», – отмечает Мурат Кастаев. По его словам, эту стратегию поддерживают разносторонние тренды в монетарной политике (в Японии действует программа количественного смягчения, имеющая перспективы расширения, тогда как в США подобная программа постепенно сворачивается) и тренд на укрепление доллара и ослабление японской иены. Таким образом, в этой валютной паре carry trade может принести как процентный доход от разницы в ставках, так и дополнительный доход от положительной курсовой разницы валют. Потенциал есть и у пары евро-доллар, так как ЕЦБ склоняется к дальнейшему смягчению своей политики, что повлечет снижение ставок и ослабление евро.
Одно время российский рубль тоже достаточно активно участвовал в операциях carry trade, однако по причине высокой волатильности и геополитических вопросов игроки потеряли к нему интерес. По мнению экспертов, рассматривать рубль как объект инвестирования можно будет лишь при полной стабилизации ситуации на Украине.
Не стоит питать больших надежд в этом плане и в отношении тенге. «Мы не видим потенциала у казахстанского тенге для проявления к нему интереса со стороны глобальных игроков. Казахстанский̆ рынок слишком мал по объему, имеет низкую ликвидность и сопряжен с высокими валютными рисками. В наших условиях потенциально высокой доходности в тенге сопутствует риск резкого ослабления (как в случае с одномоментной девальвацией) самой казахстанской валюты, что нивелирует доход инвестора», – поясняет Мурат Кастаев. Кроме того, эксперт отмечает, что потенциальным инвесторам не нравятся сырьевая зависимость нашей экономики, высокий уровень коррупции и непрогнозируемая монетарная политика регулирующих органов. «Помимо внутренних казахстанских реалий следует учитывать и текущий глобальный тренд, когда инвесторов больше привлекают активы развитых стран, нежели развивающихся стран, которые испытывают замедление экономического роста», – резюмирует эксперт.