Министерство экономики и бюджетного планирования Казахстана до начала следующего месяца выработает предложения по установлению ограничения на снятие наличности для юридических лиц, сообщает «Интерфакс-Казахстан». У экспертов не вызывает сомнений, что эта мера коснется и физических лиц.
Так, по подсчетам Анны Бодровой, старшего аналитика компании «Альпари», для начала ограничения могут быть введены на крупные суммы – для физических лиц ежемесячно не более 4-5 млн тенге, для юридических лиц – не более 12 млн тенге. «Впоследствии рамки могут быть сужены в 1,5-2 раза», – считает она.
Говоря об ограничениях на снятие наличных денег для юридических лиц, Юрий Цигушь, аналитик международного финансового холдинга FIBO Group, предположил, что лимит на снятие в день будет равен 90-180 тыс. тенге, и 2 - 4 млн тенге в месяц. Г-н Цигушь не отрицает и того, что причиной вышеупомянутых ограничений может быть дефицит бюджета страны. Аналитик пояснил, что если в стране все хорошо, она, как правило, ограничение не вводит. Он также напомнил, что в условиях кризиса европейские страны принимают меры по ограничению снятий для более планомерной политики банков и стабилизации ситуации.
Банки, по мнению экономиста Петра Своика, являются основной причиной введения этих ограничений. По всей видимости, у отечественных банков, по его предположению, не хватает ликвидности вообще, и наличной в частности. «Поэтому они и бросились за помощью к правительству», – говорит он.
Ограничения на снятие наличности, по словам г-на Своика призваны бороться с бегством от тенге. Дело в том, что после девальвации национальной валюты, прошедшей в феврале текущего года, уровень доверия к тенге значительно снизился. И теперь граждане предпочитают хранить свои сбережения в иностранной валюте, хотя большинство отечественных банков повысили ставки по тенговым депозитам. Тот факт, что повышение ставок по тенговым депозитам не стимулировало казахстанцев хранить сбережения в национальной валюте, подвиг правительство бороться с этим явлением, теперь уже и через «обналичивание».
В первую очередь вышеупомянутые ограничения, по мнению г-жи Бодровой, могут сигнализировать о том, что власти намерены всерьез ужесточить контроль за личными финансами.
Предложение министерства экономики и бюджетного планирования по установлению ограничения на снятие наличности является абсолютно правильным, хотя запоздалым, считает экономист Бейсенбек Зиябеков. К сожалению, на данный момент в нашей республике, по оценке экономиста, вопросы организации налично-денежного оборота не находят достаточного внимания со стороны правительства и Национального банка. Уровень организации налично-денежного оборота зависит от наличия соответствующего законодательства и нормативно-правовых актов, а также от степени их выполнения. Однако, как подчеркнул г-н Зиябеков, такие нормативные законодательные акты в нашей стране практически отсутствуют. «Такое положение привело к повсеместному нарушению элементарного правила ведения кассовых операций и к нецеловому и неправомерному использованию наличных денег», – считает он.
Обсуждаемые ограничения, по словам г-на Зиябекова, необходимы, во-первых, для наведения порядка в финансовой деятельности предприятия и организаций. Во-вторых, для прозрачности расходов субъектов экономики. В-третьих, для снижения уровня коррупции в экономике.
В результате, по убеждениям г-на Зиябекова, такие меры приведут к снижению уровня теневой экономики, следовательно, повышению налоговых поступлений в бюджет страны. Между тем экономист отметил, что подобные ограничения для физических лиц должны устанавливаться в разумных пределах.
Обсуждая ограничения на снятие наличности для юридических лиц, нельзя забывать о том, что это не единственные значительные изменения, которые ожидаются в Казахстане. Как полагает г-н Цигушь, внедрение ограничений – это малая часть большого плана по максимальной стабилизации ситуации в стране и созданию надежной, контролируемой платформы для дальнейшего развития Казахстана и внедрения новых законопроектов.
Напомним, что инициатива о введении ограничения на снятие наличности была озвучена еще год назад. Агентство Казахстана по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (АБЭКП) предложило законодательно ограничить размер денежных средств, которые можно обналичить в банках второго уровня. Но по какой-то причине только сейчас политики вернулись к разработке этого вопроса. В прошлый раз АБЭКП необходимость введения ограничений мотивировало тем, что в результате это нововведение полностью искоренит условия для лжепредпринимательской деятельности. По данным ведомства, такие меры приведут к увеличению налоговых поступлений, сократят коррупцию тем, что будет подорвана основа для дачи взяток и хищений бюджетных средств. Считается, что ограничения на снятие ликвидности должны быть введены в рамках ужесточения борьбы с коррупцией в Казахстане.
Годом ранее население Казахстана очень тревожно отреагировало на подобные рассуждения, так как ограничения должны были коснуться всех без исключения граждан. Однако казахстанские банки второго уровня поддержали предложение финпола об ограничении размера денежных средств при их обналичивании.