Самое большое нефтяное месторождение в Казахстане может быть заморожено сроком на 2 года. Такую информацию опубликовал международный информационный портал Quartz.com со ссылкой на источник, близкий к проекту.
Информацию о том, что Кашаган будет закрыт по меньшей мере на 2 года, Сергей Смирнов, независимый аналитик, считает близкой к истине. Причиной закрытия месторождения стали проблемы с трубопроводом, который дал трещину спустя несколько недель после запуска проекта осенью прошлого года. Дело в том, что менять трубопровод, по мнению г-на Смирнова, придется полностью, так как тот материал, из которого были сделаны трубы, не выдерживает нагрузки. А эти работы, по оценке аналитика, могут занять как минимум год. Более того, вновь установленный трубопровод необходимо будет испытать, чтобы убедиться в его надежности.
Замораживание такого проекта, как Кашаган, безусловно, может оказать влияние на ВВП Казахстана. Как объяснил Тимур Омоев, финансовый аналитик, вклад крупных ресурсных компаний в рост ВВП не будет заметным до тех пор, пока не начнется добыча на Кашагане.
На фоне новости о закрытии месторождения Кашаган информация о том, что Казахстан планирует продать в ближайшие 6 лет активы в различных отраслях на общую стоимость в $10 млрд, приобретает особое значение. И если Кашаган заморозят, то бюджет страны не будет получать средства от продажи нефти, добываемой на этом месторождении, на которые республика, по всей видимости, очень рассчитывала. Соответственно, недостающие объемы поступлений необходимо будет восполнять средствами из других источников.
Причиной планирующейся приватизации, по информации г-на Омоева, было объявлено желание «подстегнуть приток инвестиций» и таким образом улучшить бизнес-климат в РК. Реализация большинства активов, по оценке Айвара Байкенова, директора департамента аналитики АО «Асыл Инвест», направлена на привлечение как частных внутренних, так и внешних инвестиций. «В частности, это связано с наблюдаемыми в последнее время проблемами по пополнению государственного бюджета», – подчеркнул он.
По мнению некоторых российских экспертов, данное решение продиктовано желанием привлечь инвестиции на фоне опасных сигналов для экономики республики. Этими опасными сигналами, по словам г-на Омоева, являются такие внешние риски, как сохраняющаяся слабость мировой экономики, особенно в Европе и на развивающихся рынках, замедление экономического роста в Китае. Также зависящий от экспорта природных ресурсов Казахстан уязвим к падению спроса на сырье.
Более того, как заметил финансовый аналитик, при достаточно стабильных уровнях производства углеводородов и металлов и ограниченных возможностях по наращиванию объемов добычи рост доходов казахстанских ресурсных компаний почти полностью зависит от роста мировых цен. В свою очередь цены на сырье остаются достаточно стабильными. «Чрезмерное влияние государства на экономику, включая вмешательство путем неэффективных программ поддержки, также представляет значимый риск для экономического роста в Казахстане», – подчеркнул Тимур Омоев.
Новым риском для Казахстана, по словам финансового аналитика, является угроза санкций против России со стороны стран Запада. Казахстан не просто имеет тесные экономические связи с Россией, но и расширяет их через механизмы Таможенного союза и Евразийского союза, что повышает уязвимость Казахстана к санкциям против России.
Однако одной лишь приватизации будет недостаточно для увеличения притока инвестиций в Казахстан. Как объяснил г-н Омоев, за последние годы государство сконцентрировало в своих руках значительное количество экономических активов, де-факто сформировав бюрократическо-капиталистическую экономику, которая не отличается эффективностью. Увеличение доли предприятий с участием частных инвесторов потенциально может способствовать улучшению бизнес-климата. «Вместе с тем более эффективным средством достижения этой цели было бы снижение роли государственного аппарата в экономической жизни», – считает г-н Омоев. Напомним, что ранее на расширенном заседании правительства, прошедшем 14 февраля 2014 года, президент Казахстана также затронул вопрос снижения участия государства в экономике.
Более того, как отметил г-н Омоев, во-первых, не совсем понятно, каким образом продажа, скажем, 10% акций предприятия миноритариям и, соответственно, сохранение за государством 90%-ной доли будут способствовать улучшению бизнес-климата. Действительно, как объяснил г-н Байкенов, по большинству активов речи о полной приватизации не идет. По фундаментально сильным компаниям с доминирующим положением на рынке и стратегическим значением продажа пакета акций будет осуществляться в минимальном объеме, как это было в случае с тем же «КазТрансОйлом», который разместил менее 10% голосующих акций (10% минус одна акция). То есть новые акционеры по факту не имеют возможностей для влияния над деятельностью этих предприятий. Дело в том, что в рыночных условиях политика направлена на снижение доли государства в экономике. Сложившееся мнение таково, как рассказал г-н Байкенов, что эффективность компаний с государственным участием значительно ниже эффективности публичных компаний.
Во-вторых, по мнению г-на Омоева, существует проблема нехватки потенциальных портфельных инвесторов. Привлечь иностранные инвестиционные фонды будет в значительной степени проблематично, особенно учитывая упомянутые выше риски, стоящие перед экономикой Казахстана. А внутренние, то есть казахстанские, портфельные инвесторы, по оценке г-на Омоева, по большей мере исчезли как класс в результате ликвидации частных пенсионных фондов и их объединения в ЕНПФ. «Покупка же приватизируемых пакетов акций подконтрольным государству ЕНПФ будет простым перекладыванием госактивов из одного кармана государства в другой», – подчеркнул он.
Между тем правительство Казахстана не намерено останавливаться лишь на продаже активов в различных отраслях. Помимо этого правительство намерено ускориться в реализации «Народного IPO».
В недельный срок ответственные за реализацию программы «Народное IPO» ведомства должны подготовить предложения по продолжению вывода акций госкомпаний на казахстанскую фондовую биржу. Такое поручение озвучил на тот момент еще премьер-министр РК Серик Ахметов на коллегии фонда национального благосостояния, которая прошла в конце февраля текущего года.
«У нас KEGOC готов, у нас «Самрук-Энерго» готово, давайте посмотрим «КазМунайГаз», все другие компании. Вообще, большинство компаний «Самрук-Казына» готовы. И программа востребована», – отметил г-н Ахметов.
При необходимости, добавил он, правительство может обратиться к главе государства с предложением изменить отдельные положения указов.
«Давайте начнем эту большую серьезную работу. Поручаю Минэкономики, ФНБ «Самрук-Казына» совместно с Генеральной прокуратурой РК. Осталась неделя. До начала марта мы должны внести предложения главе государства», – сказал Серик Ахметов.
Напомним, ранее обеспечить фискальную стабильность, оживить фондовый рынок и продолжить программу «Народное IPO» поручал кабинету министров президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства 14 февраля текущего года.
«Посмотрите еще раз бюджет, при необходимости внесите корректировки. Исключите неэффективные расходы, задействуйте резервы доходов. Подчеркиваю, что принятые социальные обязательства и расходы на бюджет развития социального характера должны быть выполнены в полном объеме», – заявил тогда Нурсултан Назарбаев.
Он также отметил, что правительству необходимо кардинально пересмотреть разрешительную систему и упростить административные процедуры. Эта работа должна быть завершена не до 1 декабря, а до 1 июня 2014 года.
Глава государства подчеркнул необходимость принятия ряда кардинальных мер по оживлению фондового рынка. «Программа «Народное IPO» не получила логичного продолжения. Процесс создания Единого накопительного пенсионного фонда необоснованно затянулся. Поручаю правительству и Национальному банку в рамках разработки программы развития финансового сектора до 2030 года и концепции развития пенсионной системы дать четкое видение по вопросам развития пенсионной системы и фондового рынка. Срок – 1 июня 2014 года», – сказал президент республики.