По словам заместителя министра внутренних дел РК Амантая Куренбекова, около 90 тыс. человек будут находиться в арестных домах Казахстана за уголовные проступки, передает КазТАГ. «Проектом Уголовного кодекса предусматривается 171 состав уголовных проступков, из них 58 переводятся из КоАП, 104 – это преступления небольшой тяжести и 9 новых составов. По нашим прогнозам, количество лиц, которые будут осуждены по уголовным проступкам, может достигнуть 90 тыс.», – заявил г-н Куренбеков на заседании правового совета.
При этом нужно учесть длительность отбытия срока наказания – до 6 месяцев, добавил он. «Соответственно, все это приведет к увеличению численности тюремного населения. По предварительным расчетам, для отбытия наказания в виде ареста необходимо строительство 52 арестных домов на 4250 мест. Цена вопроса – свыше 65 млрд тенге», – сообщил г-н Куренбеков.
Сумма, выделенная на строительство арестных домов, весьма значительная, считает экономист Петр Своик. «Эта сумма тем более велика по нынешним временам, когда бюджет напрягается и по социальным доходам, и по всем остальным», – говорит он.
Татьяна Зинович, заместитель директора Центра исследования правовой политики, полагает, что сумма, озвученная МВД, довольно внушительна. По мнению правоведа, крайне важно, чтобы этих денег хватило не только на постройку зданий. «Арестный дом – это целый комплекс, который должен включать медицинский блок, прогулочные места, пищеблок, прачечные и т.п., поскольку заключенные будут содержаться в них до нескольких месяцев, что, безусловно, требует полноценной организации и обеспечения бытовых нужд арестованных. Так что крайне важно, чтобы в арестных домах были все эти условия», – подчеркнула г-жа Зинович.
Финансово-экономическое содержание арестных домов, когда они будут построены, тоже ляжет на государство. Другой вопрос, какой именно государственный орган займется этим. «В первую очередь необходимо решить, на чьем балансе будут арестные дома. Скажем, в Российской империи прямые расходы по строительству и содержанию арестных домов в уездах ложились на земство, то есть на определенную административно-территориальную единицу. Данная обязанность была связана с системой исполнения наказаний и состоянием тюремного дела в России. Но поскольку строительство и содержание арестных домов было затеей дорогостоящей, создавался специальный штрафной капитал губернского земства», – отметила Татьяна Зинович. Будет ли МВД создавать подобный штрафной капитал, представители ведомства не сообщали.
С другой стороны, в пенитенциарной системе существует практика, когда заключенные работают на производстве. Таким образом «зоны» работают сами на себя, что позволяет сократить госрасходы на содержание заключенных. «Однако к арестным домам такая практика применяться не может», – считает г-жа Зинович. Здесь, по словам правоведа, возникает организационная сложность. «В арестных домах будет наблюдаться большая текучка. Арестованные будут помещаться в арестные дома на различные, но, как правило, кратковременные сроки – от нескольких дней до нескольких месяцев, которые не позволят в достаточной степени обучить каждого арестованного специфике работы на производстве. Производства (например, изготовление инструментов, пошив одежды и т.п.), организованные в иных местах лишения свободы, рассчитаны на то, что заключенные, имеющие длительные сроки лишения свободы (свыше года), получат специальные навыки для работы на производстве, закрепленные рабочие места и т.п.», –подчеркнула г-жа Зинович. Выходит, что заключенные в арестных домах не смогут обеспечивать себя сами.
Адвокат Сергей Злотников напомнил, что существуют и административные правонарушения, за которые, возможно, граждане также будут нести наказание в арестном доме. Если учесть, что за административное правонарушение одновременно может быть предусмотрен штраф, то это также средство пополнения бюджета. Но, как сказала Татьяна Зинович, штрафы были всегда. Также эксперт добавила, что нет ничего страшного в том, что эта нагрузка ложится на налогоплательщиков. «Государство выступает карательным органом, который от лица общества наказывает граждан, совершивших правонарушение. И это нормально, что заключенные будут содержаться за счет налогов», – подчеркнула г-жа Зинович.
«Но главный вопрос сегодня не в том, хватит ли денег, а в том, хватит ли времени. Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы в новой редакции планируется ввести в действие с 1 января 2015 года. А это значит, что на постройку арестных домов остается менее года. Сроки нереальные. Полагаю, что для МВД на сегодня это главная сложность. Выходом из сложившейся непростой ситуации может послужить рассмотрение парламентариями возможности введения нормы, специально оговаривающей применение судами ареста как вида наказания за уголовные проступки. Например, с 1 января 2017 года. За два года можно будет построить арестные дома в каждом регионе, для того чтобы обеспечить полноценную реализацию применения такого вида наказания, как арест», – резюмировала правовед.