Казахстанцев защитят от мошенников и обучат финансовой грамотности. В стране создали Союз потребителей финансовых услуг. Организация будет рассматривать частные случаи горожан в разных сферах. В частности, консультации будут проводить по направлениям: пенсионная система, банки, страховой рынок, ломбарды, микрокредитные организации, рынок недвижимости, рассказал Айдар Алибаев, председатель правления Финпотребсоюза.
Организация будет выявлять и предотвращать мошенничество на рынке финансовых услуг. Также будут проводиться общественный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области прав и интересов потребителей финансовых услуг, отмечает глава союза. Г-н Алибаев пояснил: финансирование организации будет производиться за счет собственных средств, но, возможно, и привлечение стороннего финансирования.
«Наша цель не конфронтация, а защита интересов граждан и поддержка развития цивилизованного рынка финансовых услуг и взаимоотношений. Однако мы не отрицаем, что конфронтация возможна в некоторых случаях», – добавил г-н Алибаев. Пока не планируется делать эти услуги платными, но в будущем в организации все-таки рассматривают такую возможность. Консультирование населения будут проводить сотрудники, которые компетентны в своих отраслях. Многие эксперты работают в достаточно известных компаниях и некоторые из них попросили остаться неизвестными. Они готовы безвозмездно проводить консультирование, отметил спикер.
Как отметил Ильяс Толысбаев, член правления Финпотребсоюза, нарушения происходят и при оформлении ипотеки. «Это навязывание необоснованных услуг, включение необоснованных комиссий. В долевом строительстве также происходит нарушение прав. Многие компании говорят одно, а делают другое. Мы решаем такие вопросы», – говорит г-н Толысбаев.
Еще одним из направлений является пенсионная сфера. В частности, речь идет о консультациях для населения по активам Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). «Много вкладчиков ко мне обращались. Они говорили, что идет нарушение их прав. Деньги пропадали со счетов. Недоставали какие-то суммы. Особенно ситуация была неважная, когда объявили уже о слиянии. Некоторые небольшие фонды почувствовали, что им ловить нечего на рынке. Началось закрытие филиалов в областях», – говорит Айдар Алибаев.
Миллионы людей, которые в течение 16 лет делали свои взносы (10% от зарплаты), вдруг оказались в ситуации, при которой им было не с кем проконсультироваться. «В ЕНПФ как воды в рот набрали. Сами не могли ни на что ответить. У вкладчиков начались проблемы. Несколько вкладчиков одного из пенсионных фондов обратились ко мне. У них полностью обнулился счет. 7-8 млн тенге, я считаю, – это очень серьезные деньги для рядового гражданина», – рассказывает г-н Алибаев.
Оказалось, в том пенсионном фонде путем манипуляций сделали так, как будто человек уехал в Россию. Предоставили копию российского паспорта, через доверенное лицо обратились в пенсионный фонд. «Через доверенное лицо выдали деньги. И вдруг объявляется реальный человек и спрашивает: «Где мои деньги?» И только через 2 недели деньги вернулись к своему владельцу в полном объеме», – говорит г-н Алибаев.
ЕНПФ столкнулся с серьезной задачей – процедурой слияния активов частных пенсионных фондов. «В ЕНПФ возникают такие вопросы, которые просто раньше никогда не возникали. Фонду приходится решать их впервые. Огромные базы вкладчиков. Все измеряется в миллионах. У разных пенсионных фондов не совпадает между собой программное обеспечение. Я помню в 1998 году, когда пенсионная реформа началась, перед всеми стояла задача программного обеспечения. Как только каждый пенсионный фонд эту задачу не решал. Кто-то приглашал программистов из России. Приезжали программисты из Чили, из Америки. Наших хакеров где-то находили, которые составляли программы», – рассказывает он.
Само государство, по мнению г-на Алибаева, не создавало никакого программного обеспечения и не помогало в этом направлении. «Еще делалось кто в лес, кто по дрова. В результате пенсионные фонды сделали свои программы и смогли работать. Но оказалось, они между собой не стыкуются или стыкуются слабо, сложно», – говорит он.
По сведениям г-на Алибаева, было много примеров, когда один пенсионный фонд присоединялся к другому. При этом две базы пенсионных фондов сливали по 2-3 года, объясняет он. Потом еще 1,5-2 года эта база перепроверялась, все данные приводились в надлежащий вид. При этом спикер сомневается, что до 1 апреля произойдет слияние пенсионных фондов в ЕНПФ.
Все поняли, что слияние активов в ЕНПФ – процесс необратимый. «Не будем скрывать, начались правонарушения в регионах и областях. Нашлись люди, которые руководствовались логикой: в темной воде что-то можно сделать. Все эти процессы надо исправлять. Допускаются ошибки в процессе работы на компьютере. Например, там сидит молоденькая девушка и вбивает данные с одной базы на другую. Она нажала на одну кнопочку – вместо буквы «а» поставила «о». Возникло 2 человека. Настоящий владелец будет 2 года ходить и доказывать, что это он», – комментирует г-н Алибаев. В целом происходит больше технологических нарушений и в некоторых случаях виноват пресловутый человеческий фактор.