USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.83$
+0.050
BTC
104664.00$
-1323.000

В Казахстане создали Союз потребителей финансовых услуг

Казахстанцев защитят от мошенников и обучат финансовой грамотности

Share
Share
Share
Tweet
Share
В Казахстане создали Союз потребителей финансовых услуг- Kapital.kz

Казахстанцев защитят от мошенников и обучат финансовой грамотности. В стране создали Союз потребителей финансовых услуг. Организация будет рассматривать частные случаи горожан в разных сферах. В частности, консультации будут проводить по направлениям: пенсионная система, банки, страховой рынок, ломбарды, микрокредитные организации, рынок недвижимости, рассказал Айдар Алибаев, председатель правления Финпотребсоюза.

Организация будет выявлять и предотвращать мошенничество на рынке финансовых услуг. Также будут проводиться общественный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области прав и интересов потребителей финансовых услуг, отмечает глава союза. Г-н Алибаев пояснил: финансирование организации будет производиться за счет собственных средств, но, возможно, и привлечение стороннего финансирования.

«Наша цель не конфронтация, а защита интересов граждан и поддержка развития цивилизованного рынка финансовых услуг и взаимоотношений. Однако мы не отрицаем, что конфронтация возможна в некоторых случаях», – добавил г-н Алибаев. Пока не планируется делать эти услуги платными, но в будущем в организации все-таки рассматривают такую возможность. Консультирование населения будут проводить сотрудники, которые компетентны в своих отраслях. Многие эксперты работают в достаточно известных компаниях и некоторые из них попросили остаться неизвестными. Они готовы безвозмездно проводить консультирование, отметил спикер.

Как отметил Ильяс Толысбаев, член правления Финпотребсоюза, нарушения происходят и при оформлении ипотеки. «Это навязывание необоснованных услуг, включение необоснованных комиссий. В долевом строительстве также происходит нарушение прав. Многие компании говорят одно, а делают другое. Мы решаем такие вопросы», – говорит г-н Толысбаев.

Еще одним из направлений является пенсионная сфера. В частности, речь идет о консультациях для населения по активам Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). «Много вкладчиков ко мне обращались. Они говорили, что идет нарушение их прав. Деньги пропадали со счетов. Недоставали какие-то суммы. Особенно ситуация была неважная, когда объявили уже о слиянии. Некоторые небольшие фонды почувствовали, что им ловить нечего на рынке. Началось закрытие филиалов в областях», – говорит Айдар Алибаев.

Миллионы людей, которые в течение 16 лет делали свои взносы (10% от зарплаты), вдруг оказались в ситуации, при которой им было не с кем проконсультироваться. «В ЕНПФ как воды в рот набрали. Сами не могли ни на что ответить. У вкладчиков начались проблемы. Несколько вкладчиков одного из пенсионных фондов обратились ко мне. У них полностью обнулился счет. 7-8 млн тенге, я считаю, – это очень серьезные деньги для рядового гражданина», – рассказывает г-н Алибаев.

Оказалось, в том пенсионном фонде путем манипуляций сделали так, как будто человек уехал в Россию. Предоставили копию российского паспорта, через доверенное лицо обратились в пенсионный фонд. «Через доверенное лицо выдали деньги. И вдруг объявляется реальный человек и спрашивает: «Где мои деньги?» И только через 2 недели деньги вернулись к своему владельцу в полном объеме», – говорит г-н Алибаев.

ЕНПФ столкнулся с серьезной задачей – процедурой слияния активов частных пенсионных фондов. «В ЕНПФ возникают такие вопросы, которые просто раньше никогда не возникали. Фонду приходится решать их впервые. Огромные базы вкладчиков. Все измеряется в миллионах. У разных пенсионных фондов не совпадает между собой программное обеспечение. Я помню в 1998 году, когда пенсионная реформа началась, перед всеми стояла задача программного обеспечения. Как только каждый пенсионный фонд эту задачу не решал. Кто-то приглашал программистов из России. Приезжали программисты из Чили, из Америки. Наших хакеров где-то находили, которые составляли программы», – рассказывает он.

Само государство, по мнению г-на Алибаева, не создавало никакого программного обеспечения и не помогало в этом направлении. «Еще делалось кто в лес, кто по дрова. В результате пенсионные фонды сделали свои программы и смогли работать. Но оказалось, они между собой не стыкуются или стыкуются слабо, сложно», – говорит он.

По сведениям г-на Алибаева, было много примеров, когда один пенсионный фонд присоединялся к другому. При этом две базы пенсионных фондов сливали по 2-3 года, объясняет он. Потом еще 1,5-2 года эта база перепроверялась, все данные приводились в надлежащий вид. При этом спикер сомневается, что до 1 апреля произойдет слияние пенсионных фондов в ЕНПФ.

Все поняли, что слияние активов в ЕНПФ – процесс необратимый. «Не будем скрывать, начались правонарушения в регионах и областях. Нашлись люди, которые руководствовались логикой: в темной воде что-то можно сделать. Все эти процессы надо исправлять. Допускаются ошибки в процессе работы на компьютере. Например, там сидит молоденькая девушка и вбивает данные с одной базы на другую. Она нажала на одну кнопочку – вместо буквы «а» поставила «о». Возникло 2 человека. Настоящий владелец будет 2 года ходить и доказывать, что это он», – комментирует г-н Алибаев. В целом происходит больше технологических нарушений и в некоторых случаях виноват пресловутый человеческий фактор.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.