На существующем оборудовании, которое сейчас используют на заводе «Конфет Караганды», невозможно сделать прорыв, считает Талгатбек Алихан, вице-президент ОЮЛ «Ассоциация кондитеров Казахстана». Потому «алматинским бизнесменам», которые якобы купили карагандинскую фабрику, придется модернизировать производство, если уж они хотят конкурировать с крупнейшими кондитерами страны.
Однако лидеры рынка не имеют никакого отношения к покупке «Конфет Караганды». Об этом деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказал директор по маркетингу и продажам кондитерской фабрики «Баян Сулу» Евгений Конрат. То же самое заявили в PR-службе АО «Рахат».
АО «Конфеты Караганды» – компания с историей, она считается крупным игроком на кондитерском рынке. Поэтому информация о покупке фабрики не могла не обратить на себя внимание. Как может измениться рынок в связи с покупкой «Конфет Караганды»?
Необходимо учесть, что нашумевшая девальвация активно повлияет на стоимость кондитерских товаров. «Мы ожидаем рост цен на продукцию в связи с прошедшей девальвацией. Порядка 70% сырья импортируется, таким образом, себестоимость выросла», – говорит Талгатбек Алихан. В пресс-службе АО «Рахат» также подтвердили, что в перспективе компании придется поднять цены на свою продукцию. «Да, предприятия вынуждены импортировать значительную долю сырья и в связи с произошедшей девальвацией повышение отпускных цен просто неизбежно. При этом руководство компании намерено повышение отпускных цен осуществлять плавно – в несколько этапов, так, чтобы рядовому потребителю кондитерские изделия под маркой «Рахат» были доступны», – отмечают в компании. На данный момент кондитерский бизнес – не та сфера, куда будут рваться инвесторы. Поэтому покупка карагандинской фабрики выглядит довольно загадочно.
Однако, как считает г-н Алихан, ситуацию можно исправить. Сейчас, по данным вице-президента ОЮЛ «Ассоциация кондитеров Казахстана», существует давление со стороны импорта, который составляет 52% рынка. Для существенного импортозамещения необходимо модернизировать фабрики. «Это требует значительных инвестиций. Порядка 15 млрд тенге в течение 4 лет. При текущей рентабельности бизнеса от 3% до 5% это невозможно. Необходимы меры господдержки. Это инвестиционные субсидии, субсидии процентной ставки по кредитам, налоговые льготы. В настоящее время ассоциация кондитеров работает в данном направлении. Эти меры позволят заметно снизить импорт кондитерских изделий, а также развить экспорт», – говорит Талгатбек Алихан.
Видимо, новым владельцам «Конфет Караганды» придется столкнуться с похожими проблемами, главной из которых является необходимость модернизации. Карагандинская фабрика, судя по словам г-на Алихана, также нуждается в новом оборудовании. Так что покупатели «Конфет Караганды» будут вынуждены активно инвестировать в свою покупку.
К примеру, сейчас активно модернизацией своего производства занимается актауская фабрика «Волна». Из-за стройки нового завода доля компании на рынке ТС упала до 5%. В 2013 году доля экспорта кондитерской продукции из РК составила порядка 12-13% от производства кондитерских изделий в РК. Но, как отметил г-н Алихан, доля казахстанских кондитеров на этих рынках очень мала. Соответственно, отечественные кондитеры вынуждены метаться даже не между двух, а между трех огней – необходимостью модернизации, девальвацией и малым объемом экспорта в страны – участницы ТС.
Напомним, что рынок кондитерских изделий в РК вырос в минувшем году на 3-4 %. Эксперты также отмечали рост уровня жизни казахстанцев, что в свою очередь давало возможность кондитерам строить довольно оптимистические планы. Недаром упорно держался слух, что корейская компания Lotte Confectionery, вслед за АО «Рахат», якобы купит и карагандинскую фабрику. А следом пойдут и другие лакомые кусочки. Но – девальвация…
Однако не все так плохо. По словам Талгатбека Алихана, едва фабрики модернизируются, появится возможность увеличить экспорт. «Рядом находятся большие рынки Средней Азии и Афганистан, где кондитерской промышленности практически нет», – подчеркнул эксперт.