В конце февраля в России частично или полностью остановили производство несколько автомобильных заводов. УАЗ прекратил выпуск всех моделей на две недели, GM – всех моделей на пять дней, «АвтоВАЗ» – Lada Granta и Lada Kalina на пять дней. По словам экспертов, остановка производства связана с перенасыщением рынка из-за падения спроса на новые автомобили. В основном падение спроса связано с ослаблением рубля, которое вызвало удорожание некоторых автомобилей.
Из-за чего возник вопрос – характерны ли проблемы российских автопроизводителей для казахстанского рынка? Кстати, пару недель назад было озвучено, что в Восточно-Казахстанской области в следующем году будет запущен автозавод полного цикла мощностью 120 тысяч авто в год и технопарк по производству автокомпонентов.
Махсат Сагимбеков, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ), обращает внимание на то, что последние годы казахстанский авторынок показывал рекордные показатели продаж. Например, в 2013 году было продано на 74% новых машин больше, чем в предыдущем году. «Продолжится ли данная динамика в последующем – большой вопрос. Многие автодилеры уже внесли корректировки, направленные на увеличение цен, а в скором времени поднимут и все остальные. Конечно, в такой ситуации автосалоны будут терять в прибыли, но продажи должны быть привязаны к курсу доллара», – считает Махсат Сагимбеков. Кроме того, эксперт АИРИ напоминает, что девальвация снизила покупательскую способность, тем самым сдвинула отечественный спрос на автомобили более низкой ценовой ниши. «При этом необходимо понимать, что население и так было зажато в весьма скудный диапазон бюджетного автотранспорта отечественного и российского автопрома», – поясняет старший аналитик АИРИ.
Специалисты отмечают, что начало года на российском рынке действительно сопровождалось 6%-ным снижением продаж. Склады многих производителей затоварены. Спрос оказался ниже прогнозов, отсюда необходимость приостановки конвейеров на ограниченный срок.
«Но стоит понимать, что даже в нынешнем состоянии российский рынок – второй по величине в Европе, 2,6 млн легковых авто по результатам прошлого года. Крупнее только рынок Германии. Нет сомнений в том, что Россия вернет себе статус крупнейшего европейского рынка в обозримой перспективе», – уверен Ержан Мандиев, генеральный директор АО «АЗИЯ АВТО Казахстан». Эксперт согласен, что рынки России и Казахстана находятся в тесной связке, и события российской экономики находят повторение у нас, однако в части спроса на автомобили, по его мнению, подобное упрощение сегодня не работает.
«Во-первых, наши рынки находятся в разных фазах развития: в России активное замещение «секонд-хэнда» новыми автомобилями началось в середине двухтысячных, у нас – только в 2012 году», – поясняет г-н Мандиев. В том числе и по этой причине казахстанские продажи новых легковых авто в минувшем году выросли на 72%. В то время как в России – сократились на 5,5%.
Второй причиной эксперт называет разницу в темпах роста экономик двух стран: Казахстан завершил 2013 год с 6%-ным приростом ВВП, Россия – с 1,3%. Как ожидается, в первом квартале рост ВВП РФ замедлится до 0,7%, а Казахстан имеет все предпосылки для 7%-ного роста экономики в 2014-м.
«В-третьих, уровень автомобилизации в России адекватен доходам граждан. В Казахстане, при его нынешних экономических показателях, число автомобилей на душу населения (сегодня 212 на тысячу жителей) должно быть выше. Этот разрыв мы планомерно сокращаем, что также вносит значительный вклад в динамику спроса», – комментирует Ержан Мандиев. Кроме того, аналитики обращают внимание и на то, что состояние автомобильного парка двух стран заметно отличается. Средний возраст казахстанского автомобиля – 18 лет. В России – менее 12. Таким образом, изношенность парка служит еще одним фактором роста потребления.
При этом эксперты не сомневаются в росте цен на автомобили. «Отечественные автопроизводители, для которых девальвация должна была послужить инструментом усиления конкурентоспособности, в данной ситуации вынуждены тоже поднимать цены, поскольку все комплектующие являются импортными. Девальвация не должна коснуться лишь внутренних работ, насколько позволит это сделать уровень местной локализации», – поясняет старший аналитик АИРИ.
Тем самым стоимость новых автомобилей как казахстанских, так и импортных, вынуждена увеличиваться. Это объясняется сильной привязанностью данного рынка к доллару. И чем больше зависимость отечественного производителя от импортных комплектующих, тем серьезнее эффект от девальвации.
«В случае если строительство автозавода полного цикла подразумевает производство автокомпонентов, можно предполагать ослабление привязанности к импорту», – считает Махсат Сагимбеков. Эксперт полагает, что такой проект вполне может иметь успех, при правильном выборе линейки автомобилей в бюджетном диапазоне, в котором сейчас сосредотачивается основной отечественный спрос.
Рассказывая о строительстве упомянутого выше автопроизводства полного цикла и технопарка по выпуску автокомпонентов, генеральный директор АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» предполагает, что с вводом новых мощностей в Усть-Каменогорске производителям удастся ощутимо увеличить долю казахстанского содержания в себестоимости отечественных автомобилей и снизить зависимость автопрома от зарубежных поставщиков и валютных колебаний.
«Наш проект – крупнейший в отечественном машиностроении. Около трех лет потребует строительство первой очереди. К 2020 году планируется запуск второй очереди и выход на проектную мощность. Поэтому, осуществляя планирование, мы опираемся прежде всего на фундаментальные факторы развития отрасли: темпы роста экономики, политику государства в сфере регулирования автомобильного рынка, условия присоединения страны к ВТО, доступ на рынок стран Таможенного союза», – обосновывает рентабельность проекта г-н Мандиев. По мнению экспертов, динамика экономического роста, ожидаемая в ближайшие пять лет, позволит казахстанскому рынку достичь уровня 300 тысяч реализуемых автомобилей. Одновременно емкость российского рынка может составить более 4 млн единиц в год. «При этих объемах мы можем реализовать наши замыслы и выйти на мощность 120 тысяч автомобилей. Напомню, что по договоренности с нашим технологическим партнером, альянсом Renault-Nissan-АВТОВАЗ, две трети выпускаемых автомобилей мы намерены направлять в сибирский и дальневосточный регионы России», – рассказывает Ержан Мандиев.
При этом резкого роста цен на казахстанском авторынке после 11 февраля удалось избежать благодаря тому, что некоторые из дилеров располагают остатками автомобилей 2013 модельного года, что позволяет им отсрочить тот момент, когда цены придут в соответствие с новыми валютными курсами. «Но в ближайшее время это произойдет. 15-20%-ной корректировки не избежать», – не сомневается руководитель АО «АЗИЯ АВТО Казахстан».