USD
449.58₸
-0.490
EUR
486.94₸
-1.570
RUB
4.86₸
BRENT
87.29$
+0.180
BTC
70797.90$
+1402.700

В «черный вторник» некоторые пассажиры выкупали билеты за год вперед

После «черного вторника» авиакомпаниям пришлось поднять цены на авиабилеты

Share
Share
Share
Tweet
Share
В «черный вторник» некоторые пассажиры выкупали билеты за год вперед- Kapital.kz

После «черного вторника» авиакомпаниям пришлось поднять цены на авиабилеты. Так, AirAstanaофициально сообщила, что в связи с девальвацией с 12 февраля поменяются тарифы на перелет по международным маршрутам. О том, как девальвация повлияла на сферу розничных и корпоративных поездок, в интервью «Капитал.kz» рассказал Павел Спицын, генеральный директор компании AbacusCentralAsia.

«Дело в том, что национальный авиаперевозчик AirAstana, так же как и авиакомпания SCAT, осуществляющий полеты за пределы Казахстана, до 80% билетов продает на территории Казахстана. Таким образом, авиакомпании продают свои авиабилеты в тенге, а топливо для заправки, как правило, номинируется в долларах. Из-за такой разницы прибыль авиакомпаний на международных направлениях падает и AirAstana совместно с авиакомпанией SCATв данном случае являются пострадавшими сторонами. Именно поэтому авиакомпаниям тоже пришлось поднять цены на международные рейсы», – считает Павел Спицын.

Как изменилась стоимость авиабилетов?

«Капитал.kz» запросил данные о ценах на перелеты до девальвации и на сегодняшний день у глобальной системы бронирования Abacus, в которой публикуются расписание, тарифы и производится расчет полной стоимости авиабилетов более 700 авиакомпаний. По полученным сведениям иностранные авиакомпании формируют свои тарифы в иностранной валюте, соответственно цены на их билеты выросли пропорционально росту курса тенге к доллару либо евро.

Анализ изменения цен на авиабилеты до и после девальвации строится на основе сравнения цен тарифов, дополнительных сборов и такс по двум вариантам перелетов не самым дорогим эконом-классом и по некоторым международным маршрутам авиакомпаний AirAstanaи SCATс вылетом из города Алматы.

В качестве варианта до «черного вторника» взяты условия, если бы пассажиры покупали билеты в среднем в период с 6 по 10 февраля 2014 года и через месяц после девальвации в период с 6 по 15 марта. В зависимости от направления, промежуток дат менялся незначительно, с учетом наличия рейсов и расписания. В стоимость билета были включены тариф авиакомпании и таксы, в которые входят сборы аэропортов и топливные сборы.

В целом итоговая стоимость авиабилетов компании AirAstana из Казахстана по отдельным направлениям поднялась [от ред. – в круглых скобках даны изменения в тарифах, в квадратных – изменения такс и других сборов, взимаемых не авиакомпанией, а иными структурами]. Эти данные являются общедоступными, каждый может их проверить в любом из авиаагентств вашего города, поэтому решено было взять некоторые из наиболее популярных направлений полетов. Цены сравнивались на момент до 10 февраля и на 5 марта 2014 года.

К примеру, стоимость на перелет в страны Западной Европы (Алматы-Лондон) поднялись в целом на 15,5% (на 14% поднялись тарифы) [на 17,7% поднялись сборы], а в Восточную Европу (Алматы-Киев) на 14,1% (на 13,8% поднялись тарифы) [на 15,1% поднялись сборы]. Цены авиабилетов из Алматы в страны Средней Азии (на примере Бишкека и Ташкента) увеличились в среднем на 14,1-16,6% (на 20% поднялись тарифы) [12,7-14% поднялись сборы], а в Закавказье (Баку, Тбилиси) на 18.6% (на 20% поднялись тарифы) [на 15-16% поднялись сборы].

Стоимость перелетов в регион Юго-Восточной Азии (Бангкок, Дели) тоже увеличилась в районе 19,3-19,8% (на 21% поднялись тарифы) [на 15-16% поднялись сборы], а в страны Ближнего Востока около 20,6% (на 21% поднялись тарифы) [на 10% поднялись сборы]. Примечательно, что самый низкий прирост цен у AirAstanaнаблюдается на рейсе Алматы-Москва, так как на этом направлении есть жесткая конкуренция с другими перевозчиками. Прирост цен на авиабилеты по данному маршруту составил всего 4,4% (тарифы уменьшились на 0,0002%) [сборы увеличились на 15%], хотя стоимость авиабилетов в другой город России – в Новосибирск поднялась на 16,5% (тарифы поднялись ан 19,9%) [сборы поднялись на 11,1%].

Таким образом, на итоговые цены влияет не только вынужденное увеличение тарифов авиакомпанией, но и увеличение стоимости услуг аэропортов и других поставщиков, а также значительную роль играет топливная составляющая с авиабилета.

Кроме того, была проанализирована динамика цен у авиакомпании SCATпосле девальвации. Хотя SCATтоже пришлось поднимать цены на авиабилеты по международным направлениям из-за девальвации, но этот рост был незначительным. Для чистоты эксперимента также сравнили изменения цен по некоторым направлениям на основе данных из системы бронирования. Цена авиабилетов у компании SCATв Закавказье (из Алматы в Баку и Тбилиси) увеличилась на 2,4% (тарифы поднялись на 0,004%) [сборы поднялись на 12,9%], а в Россию (Шымкент-Москва) в среднем на 1,03% (тарифы уменьшились на 0,01%) [сборы поднялись на 12,2%], в то же время в направлении Алматы-Краснодар изменение общих цен составило 0,7% (тарифы уменьшились на 0,002%) [сборы увеличились на 8,3%].

Авиакомпании также пришлось поднять цены на перелеты в направлении Турции приблизительно на 0,4% (тарифы уменьшились на 0,001%) [сборы увеличились на 5,6%], в то время как стоимость перелетов в регион Юго-Восточной Азии (из Алматы в Бангкок) тоже увеличилась в районе 0,5% (тарифы уменьшились на 0,001%) [сборы увеличились на 5,6% ].

«У всех наших местных авиакомпаний цены поменялись. Но в том, что растут цены на билеты, не всегда виноваты авиакомпании. Им просто приходятся приспосабливаться к изменившимся в одночасье условиям на рынке. Авиакомпании ведь также покупают услуги у аэропортов и других служб, закупают авиакеросин у поставщиков, покупают бортовое питание и оборудование у третьих компаний за иностранную валюту», – считает г-н Спицын.

Кто успел, тот купил!

Интересен тот факт, что в день, когда объявили о девальвации, у многих авиакомпаний были большие продажи. К примеру, некоторые пассажиры выкупали билеты за год вперед как в эконом, так и в бизнес-классе. Корпоративные клиенты выкупали билеты в тот же день, когда узнали о девальвации. Это объясняется тем, что согласно принятым IATAправилам для BSPКазахстана в системах бронирования курс меняется ночью в соответствии с установленным Национальным банком Казахстана курсом. Таковы правила IATA, цена за билеты 11 февраля в день девальвации осталась прежней.

Несмотря на то, что девальвация повлияла на рост цен на авиабилеты, она в целом мало скажется на объемах бизнес-поездок. «Компании как покупали для сотрудников билеты в командировку, так и будут дальше покупать. Тем не менее крупные компании, в том числе иностранные, формирующие бюджеты на предстоящий год, утвердили свои бюджеты еще в декабре прошлого года. Сюда они включили определенную сумму денег на бизнес-поездки. В связи с ростом стоимости авиабилетов в феврале, возможно, и количество поездок может сократиться, но, наверное, незначительно. Ведь стоимость личной встречи или важность визита зачастую больше стоимости самой командировки. В то же время все больше компаний будут задумываться о возможностях экономии средств на бизнес-поездки, рассматривая новые форматы наиболее эффективного управления корпоративными путешествиями и более разумного планирования расходов на командировки. Например, пересаживаться из бизнес-класса в эконом или запрашивать специальные корпоративные тарифы у авиаперевозчиков, внедряя их через специальные продукты для организации корпоративных поездок», – отметил г-н Спицын.

Однако к следующему году ситуация, по словам спикера, наверняка нормализуется: «Макроэкономические показатели показывают, что расходы по поездкам внутри страны в определенной пропорции привязаны к национальному валовому продукту внутри страны. Если в стране наблюдается рост, то увеличение бизнес-поездок увеличится. В этом смысле бизнес-поездки – наиболее стабильный сегмент».

Сектор корпоративного туризма все равно останется более-менее стабильным. Если средняя цена авиабилетов в эконом-классе в Европу до девальвации была $700-$800, то сегодня цены в тенге поднялись на 20%, хотя в долларах США остались прежними. В Азию цена перелета эконом классом практически такая же. «Несмотря на это, мы думаем, что в сфере корпоративных поездок очень сильного сокращения поездок не будет. Будет небольшой спад, перераспределение бюджета, но если в любом случае нужно будет ехать на встречу в другую страну, то компания-клиент не будет смотреть на цену авиабилета», - заключил г-н Спицын.

Девальвация также повлияла на сектор розничного туризма. Стоимость жизни казахстанцев увеличивается, соответственно у них будет оставаться меньше денег. Теперь нужно будет задумываться, куда поехать: по традиционному направлению – Турция, где самая дешевая стоимость перелета, или в Европу, Юго-Восточную Азию. При планировании своей поездки придется обязательно учитывать новую стоимость билетов.

Как отметила Анна Загоруйко, директор туристской компании Kompas, авиакомпании и туркомпании привязаны к доллару. «Мы рассчитываемся с иностранными партнерами в долларах. Тарифы также изменяются от курса доллара. Для казахстанцев произошло увеличение на путевки на 15%. Конечно, для людей зарубежный отдых стал дороже. Мы видим сегодня, что многие туроператоры стали снижать цены на путевки. Стоимость путевок по Казахстану остались на прежнем уровне», – говорит г-жа Загоруйко.

Некоторые туристские компании считают, что в целом спрос на туристские услуги не уменьшился. «Ситуация с девальвацией повлияла в основном на средний класс. Туристы по-прежнему обращаются с просьбой о бронировании отелей, выкупают авиабилеты», – отметила Ксения Терещенкова, ведущий специалист по международному туризму турфирмы AZIMUT TRAVEL.

«Если вы планируете путешествие, то предположим, условно, если раньше у вас была зарплата в 1000 тенге, то теперь вы в валютном эквиваленте зарабатываете только 800 тенге. Если раньше вы могли из этой суммы отложить, скажем, только 200 тенге на поездку, то возникает вопрос: сможете ли вы сделать это сейчас?» – рассуждает г-н Спицын. В целом спикеры считают, что произойдет некоторое сокращение рынка туризма в объемах и повысится конкуренция, обострится борьба среди игроков за клиента.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.