После «черного вторника» авиакомпаниям пришлось поднять цены на авиабилеты. Так, AirAstanaофициально сообщила, что в связи с девальвацией с 12 февраля поменяются тарифы на перелет по международным маршрутам. О том, как девальвация повлияла на сферу розничных и корпоративных поездок, в интервью «Капитал.kz» рассказал Павел Спицын, генеральный директор компании AbacusCentralAsia.
«Дело в том, что национальный авиаперевозчик AirAstana, так же как и авиакомпания SCAT, осуществляющий полеты за пределы Казахстана, до 80% билетов продает на территории Казахстана. Таким образом, авиакомпании продают свои авиабилеты в тенге, а топливо для заправки, как правило, номинируется в долларах. Из-за такой разницы прибыль авиакомпаний на международных направлениях падает и AirAstana совместно с авиакомпанией SCATв данном случае являются пострадавшими сторонами. Именно поэтому авиакомпаниям тоже пришлось поднять цены на международные рейсы», – считает Павел Спицын.
Как изменилась стоимость авиабилетов?
«Капитал.kz» запросил данные о ценах на перелеты до девальвации и на сегодняшний день у глобальной системы бронирования Abacus, в которой публикуются расписание, тарифы и производится расчет полной стоимости авиабилетов более 700 авиакомпаний. По полученным сведениям иностранные авиакомпании формируют свои тарифы в иностранной валюте, соответственно цены на их билеты выросли пропорционально росту курса тенге к доллару либо евро.
Анализ изменения цен на авиабилеты до и после девальвации строится на основе сравнения цен тарифов, дополнительных сборов и такс по двум вариантам перелетов не самым дорогим эконом-классом и по некоторым международным маршрутам авиакомпаний AirAstanaи SCATс вылетом из города Алматы.
В качестве варианта до «черного вторника» взяты условия, если бы пассажиры покупали билеты в среднем в период с 6 по 10 февраля 2014 года и через месяц после девальвации в период с 6 по 15 марта. В зависимости от направления, промежуток дат менялся незначительно, с учетом наличия рейсов и расписания. В стоимость билета были включены тариф авиакомпании и таксы, в которые входят сборы аэропортов и топливные сборы.
В целом итоговая стоимость авиабилетов компании AirAstana из Казахстана по отдельным направлениям поднялась [от ред. – в круглых скобках даны изменения в тарифах, в квадратных – изменения такс и других сборов, взимаемых не авиакомпанией, а иными структурами]. Эти данные являются общедоступными, каждый может их проверить в любом из авиаагентств вашего города, поэтому решено было взять некоторые из наиболее популярных направлений полетов. Цены сравнивались на момент до 10 февраля и на 5 марта 2014 года.
К примеру, стоимость на перелет в страны Западной Европы (Алматы-Лондон) поднялись в целом на 15,5% (на 14% поднялись тарифы) [на 17,7% поднялись сборы], а в Восточную Европу (Алматы-Киев) на 14,1% (на 13,8% поднялись тарифы) [на 15,1% поднялись сборы]. Цены авиабилетов из Алматы в страны Средней Азии (на примере Бишкека и Ташкента) увеличились в среднем на 14,1-16,6% (на 20% поднялись тарифы) [12,7-14% поднялись сборы], а в Закавказье (Баку, Тбилиси) на 18.6% (на 20% поднялись тарифы) [на 15-16% поднялись сборы].
Стоимость перелетов в регион Юго-Восточной Азии (Бангкок, Дели) тоже увеличилась в районе 19,3-19,8% (на 21% поднялись тарифы) [на 15-16% поднялись сборы], а в страны Ближнего Востока около 20,6% (на 21% поднялись тарифы) [на 10% поднялись сборы]. Примечательно, что самый низкий прирост цен у AirAstanaнаблюдается на рейсе Алматы-Москва, так как на этом направлении есть жесткая конкуренция с другими перевозчиками. Прирост цен на авиабилеты по данному маршруту составил всего 4,4% (тарифы уменьшились на 0,0002%) [сборы увеличились на 15%], хотя стоимость авиабилетов в другой город России – в Новосибирск поднялась на 16,5% (тарифы поднялись ан 19,9%) [сборы поднялись на 11,1%].
Таким образом, на итоговые цены влияет не только вынужденное увеличение тарифов авиакомпанией, но и увеличение стоимости услуг аэропортов и других поставщиков, а также значительную роль играет топливная составляющая с авиабилета.
Кроме того, была проанализирована динамика цен у авиакомпании SCATпосле девальвации. Хотя SCATтоже пришлось поднимать цены на авиабилеты по международным направлениям из-за девальвации, но этот рост был незначительным. Для чистоты эксперимента также сравнили изменения цен по некоторым направлениям на основе данных из системы бронирования. Цена авиабилетов у компании SCATв Закавказье (из Алматы в Баку и Тбилиси) увеличилась на 2,4% (тарифы поднялись на 0,004%) [сборы поднялись на 12,9%], а в Россию (Шымкент-Москва) в среднем на 1,03% (тарифы уменьшились на 0,01%) [сборы поднялись на 12,2%], в то же время в направлении Алматы-Краснодар изменение общих цен составило 0,7% (тарифы уменьшились на 0,002%) [сборы увеличились на 8,3%].
Авиакомпании также пришлось поднять цены на перелеты в направлении Турции приблизительно на 0,4% (тарифы уменьшились на 0,001%) [сборы увеличились на 5,6%], в то время как стоимость перелетов в регион Юго-Восточной Азии (из Алматы в Бангкок) тоже увеличилась в районе 0,5% (тарифы уменьшились на 0,001%) [сборы увеличились на 5,6% ].
«У всех наших местных авиакомпаний цены поменялись. Но в том, что растут цены на билеты, не всегда виноваты авиакомпании. Им просто приходятся приспосабливаться к изменившимся в одночасье условиям на рынке. Авиакомпании ведь также покупают услуги у аэропортов и других служб, закупают авиакеросин у поставщиков, покупают бортовое питание и оборудование у третьих компаний за иностранную валюту», – считает г-н Спицын.
Кто успел, тот купил!
Интересен тот факт, что в день, когда объявили о девальвации, у многих авиакомпаний были большие продажи. К примеру, некоторые пассажиры выкупали билеты за год вперед как в эконом, так и в бизнес-классе. Корпоративные клиенты выкупали билеты в тот же день, когда узнали о девальвации. Это объясняется тем, что согласно принятым IATAправилам для BSPКазахстана в системах бронирования курс меняется ночью в соответствии с установленным Национальным банком Казахстана курсом. Таковы правила IATA, цена за билеты 11 февраля в день девальвации осталась прежней.
Несмотря на то, что девальвация повлияла на рост цен на авиабилеты, она в целом мало скажется на объемах бизнес-поездок. «Компании как покупали для сотрудников билеты в командировку, так и будут дальше покупать. Тем не менее крупные компании, в том числе иностранные, формирующие бюджеты на предстоящий год, утвердили свои бюджеты еще в декабре прошлого года. Сюда они включили определенную сумму денег на бизнес-поездки. В связи с ростом стоимости авиабилетов в феврале, возможно, и количество поездок может сократиться, но, наверное, незначительно. Ведь стоимость личной встречи или важность визита зачастую больше стоимости самой командировки. В то же время все больше компаний будут задумываться о возможностях экономии средств на бизнес-поездки, рассматривая новые форматы наиболее эффективного управления корпоративными путешествиями и более разумного планирования расходов на командировки. Например, пересаживаться из бизнес-класса в эконом или запрашивать специальные корпоративные тарифы у авиаперевозчиков, внедряя их через специальные продукты для организации корпоративных поездок», – отметил г-н Спицын.
Однако к следующему году ситуация, по словам спикера, наверняка нормализуется: «Макроэкономические показатели показывают, что расходы по поездкам внутри страны в определенной пропорции привязаны к национальному валовому продукту внутри страны. Если в стране наблюдается рост, то увеличение бизнес-поездок увеличится. В этом смысле бизнес-поездки – наиболее стабильный сегмент».
Сектор корпоративного туризма все равно останется более-менее стабильным. Если средняя цена авиабилетов в эконом-классе в Европу до девальвации была $700-$800, то сегодня цены в тенге поднялись на 20%, хотя в долларах США остались прежними. В Азию цена перелета эконом классом практически такая же. «Несмотря на это, мы думаем, что в сфере корпоративных поездок очень сильного сокращения поездок не будет. Будет небольшой спад, перераспределение бюджета, но если в любом случае нужно будет ехать на встречу в другую страну, то компания-клиент не будет смотреть на цену авиабилета», - заключил г-н Спицын.
Девальвация также повлияла на сектор розничного туризма. Стоимость жизни казахстанцев увеличивается, соответственно у них будет оставаться меньше денег. Теперь нужно будет задумываться, куда поехать: по традиционному направлению – Турция, где самая дешевая стоимость перелета, или в Европу, Юго-Восточную Азию. При планировании своей поездки придется обязательно учитывать новую стоимость билетов.
Как отметила Анна Загоруйко, директор туристской компании Kompas, авиакомпании и туркомпании привязаны к доллару. «Мы рассчитываемся с иностранными партнерами в долларах. Тарифы также изменяются от курса доллара. Для казахстанцев произошло увеличение на путевки на 15%. Конечно, для людей зарубежный отдых стал дороже. Мы видим сегодня, что многие туроператоры стали снижать цены на путевки. Стоимость путевок по Казахстану остались на прежнем уровне», – говорит г-жа Загоруйко.
Некоторые туристские компании считают, что в целом спрос на туристские услуги не уменьшился. «Ситуация с девальвацией повлияла в основном на средний класс. Туристы по-прежнему обращаются с просьбой о бронировании отелей, выкупают авиабилеты», – отметила Ксения Терещенкова, ведущий специалист по международному туризму турфирмы AZIMUT TRAVEL.
«Если вы планируете путешествие, то предположим, условно, если раньше у вас была зарплата в 1000 тенге, то теперь вы в валютном эквиваленте зарабатываете только 800 тенге. Если раньше вы могли из этой суммы отложить, скажем, только 200 тенге на поездку, то возникает вопрос: сможете ли вы сделать это сейчас?» – рассуждает г-н Спицын. В целом спикеры считают, что произойдет некоторое сокращение рынка туризма в объемах и повысится конкуренция, обострится борьба среди игроков за клиента.