Алматинский регион получит туристический бренд

В Алматы и Алматинской области собираются развивать туризм

Share
Share
Share
Tweet
Share

В Алматы и Алматинской области будет разработан план-проект развития туристических направлений. Об этом «Капитал.kz» рассказал Анатолий Савичев, президент казахстанской ассоциации въездного и внутреннего туризма KITA. «В скором времени документ будет направлен на обсуждение с заинтересованными субъектами туристического сообщества Алматинской области. Затем ожидается процедура утверждения проекта в акимате Алматинской области, нам предстоит получить одобрение», – говорит он.

Речь идет об инфраструктуре, отметил г-н Савичев. «Мы ставим для себя главную задачу – привлечь как можно больше иностранных туристов. С нынешним положением дел, к сожалению, это невозможно. Поэтому мы прописали в плане основные положения, которые помогут развитию региона в целом. Мы отметили, что нужно проложить и починить дороги в Алматинской области, провести свет, газ, воду, организовать точки придорожной инфраструктуры с нормальными туалетами, это «больная» тема для многих. Создав качественную инфраструктуру, мы сможем увеличить и число наших соотечественников, путешествующих по Казахстану и Алматинской области, в частности», – говорит эксперт.

Вместе с этим разработчики проекта уделили особое внимание объектам размещения – отелям и гостиницам, которые будут построены в области. Также они обозначили перспективные туристические центры Алматинской области. Сюда будет включена и программа UNWTO по разработке стратегии устойчивого развития туризма для коридоров наследия Великого шелкового пути.

«Мы проводили масштабные исследования в течение двух лет, перед тем как приступить к работе. Алматинскую область нашей команде экспертов пришлось объехать не один раз. Конечно, и до нас проводилось много исследований, и их результаты мы, безусловно, принимаем во внимание. Важным моментом является проект UNWTO по Шелковому пути, интеграция с ним поможет развить давно забытый Шелковый путь, но не в плане торговли, а в плане туризма», – отмечает Анатолий Савичев.

В этом проекте участвует 5 стран Центральной Азии (ЦА) – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Китай. Это стратегические партнеры не только в промышленности, но и в развитии туризма. 7-8 октября 2013 года в Алматы состоялось масштабное рабочее совещание по вопросам активного и продуктивного сотрудничества по развитию туризма на всей территории ЦА.

«Участие Алматинской области в этом проекте позволит увеличить число въезжающих туристов, путешествующих по ЦА, путем перенаправления туристских потоков от стран с наибольшим количеством туристов в страны с меньшим количеством туристов. «Соседи» готовы делиться своими туристами, но перед этим предстоит масштабная работа. Главным моментом совещания был вопрос о создании системы единой туристической визы для стран ЦА, наш маленький «Шенген», – отметил г-н Савичев.

Портфель туристических продуктов с учетом приграничных регионов будет включать предложения по культурно-историческому туризму, экологическому и аграрному туризму, по рекреационному – пляжному и оздоровительному туризму, по городскому, событийному, активному туризму, по социальному и детско-юношескому туризму.

«Важно понимать, что в борьбе за конкурентоспособность туристического региона на рынке главную роль играет возможность предоставления круглогодичных туристско-рекреационных услуг и, соответственно, их разнообразие. Также важно и качество этих услуг. В процессе разработки данных предложений учитывается мнение потенциальных туристов и еще огромное количество факторов, влияющих на спрос. При этом мы обязательно будем учитывать зарубежный опыт схожих регионов в развитии туризма», – говорит г-н Савичев. Общий объем инвестиций будет уточняться. Реализация проекта рассчитана на 5 лет.

Деньги есть, гидов нет

Государство давно делает попытки развития туристической отрасли в Казахстане, принимается множество различных программ и выделяются значительные средства. При всем этом важно понимать, что без решения проблемы кадрового обеспечения отрасли квалифицированными специалистами задача останется невыполнимой. Сегодня неизменной остается проблема нехватки гидов со знанием языков.

Казахстанский турпродукт (места размещения, транспортное и экскурсионное обслуживание) – один из самых дорогих в мире. Многие иностранцы готовы платить огромные деньги за свое путешествие по Казахстану. Однако пока сервис не может быть представлен на должном уровне. Об этом рассказал Антон Митин, директор по развитию внутреннего и въездного туризма туроператора Almaty City Tour.

Алматы – самый крупный город республики, его посещают около 200 тыс. иностранных гостей ежегодно, пятая часть которых находятся тут в чужой языковой среде, а профессиональных англоязычных гидов-переводчиков всего чуть больше 10, единицы гидов владеют немецким, итальянским, испанским языками.

«Это катастрофически мало! Все мы помним успешный для Казахстана домашний чемпионат мира по боксу AIBA2013, так вот нашему туроператору для того чтобы обслужить организованный выезд 11 автобусов со спортсменами в горы, потребовалось огромное количество усилий для комплектации всех автобусов мало-мальски опытными гидами-переводчиками», – говорит Антон Митин.

Языковой барьер

А что делать посещающим нас иностранцам, родными языками которых являются японский, китайский, корейский, арабский, турецкий? Ведь для них вообще нет специалистов. «Между прочим для граждан Турции и Гонконга у нас безвизовый режим, а казахстанские делегации и стенды отправляются на туристические выставки в эти страны ежегодно. То есть мы активно продвигаемся на эти рынки, а, по факту, если граждане данных стран решаются посетить нашу страну, они просто не могут получить даже элементарного экскурсионного обслуживания на родном языке», – отмечает г-н Митин.

«Недавний случай. К нам обратился клиент из Японии. Журналист с японского телевидения, желающий снять программу о Казахстане. Клиент за услуги квалифицированного гида с хорошим уровнем языка был готов платить большие деньги, около $500 за день работы, но мы не смогли отыскать. Раз нет гидов, пробовали найти человека просто с хорошим знанием японского – снова проблемы. Обращались даже на факультет востоковедения, там таких тоже не смогли найти – или слабый уровень японского, или такие уже хорошо трудоустроены, или учатся за границей. Пришлось отказать клиенту. Не первый раз клиенты удивляются: как в Казахстане с развитой экономикой нет ни одного гида со знанием японского?» – отмечает Антон Митин.

Последним вариантом было пригласить такого гида из соседнего Кыргызстана, там с этим проблем почти нет, но клиент в последний момент из-за ряда причин отказался работать с неказахстанским специалистом. Кстати, гиды из Кыргызстана охотно пользуются нашей нерасторопностью и заполняют вакуум рабочей силы в отрасли, нелегально работая во всех южных регионах республики, сообщил г-н Митин.

А вот другой пример, уже в Астане. «Впервые крупная французская туркомпания проявила интерес к казахстанской столице и решила запустить регулярный туристический маршрут в казахстанскую столицу. Первым в своеобразный инфотур отправился один из сотрудников французской туроператорской компании. Так вот себестоимость его стандартной двухдневной программы (проживание/питание/гид) составила 870 евро без стоимости перелета. Почему так дорого? Потому что гидов, владеющих французским, в столице нет, а переводчиков-синхронистов слишком мало. А те, кто есть, запрашивают огромные деньги за каждый час своей работы, отсюда и набегают накрученные в разы суммы. Какой туризм с такими ценами?» – спрашивает Антон Митин.

Острый вопрос: где взять кадры?

«Мы можем долго развивать нашу инфраструктуру, мы можем много говорить, крутить ролики по телеканалу CNN, но пока не будет налажена цепочка от отбора и обучения до трудоустройства специалистов в отрасли, наши колеса будут пробуксовывать долго», – говорит г-н Митин.

Субъекты бизнеса пытаются брать на себя инициативу, но это достаточно энерго- и финансово затратное занятие в масштабах одной компании, продолжает г-н Митин. «Хотя наша программа по подготовке может уже похвастаться реальными успехами, например, хорошим процентом трудоустройства выпускников. Курсы по подготовке гидов-переводчиков, открытые на базе нашей компании, активно поддерживаются ассоциацией въездного и внутреннего туризма KITA, и с этого года университет «Туран» так же активно помогает нам в этом вопросе. В перспективе хотелось бы очень увидеть заинтересованность и государства», – говорит спикер.

Подобную учебную программу уже много лет проводит Казахстанская туристская ассоциация, работают над ней специалисты с большим багажом знаний, но она заточена больше на внутренний рынок и готовит специалистов скорее для экскурсионных объектов, музеев, что, конечно, важно, но описанную проблему слабо решает, поясняет Антон Митин.

«Очень важно менять подход сегодняшней молодежи и вузов, которые ее обучают. За последний год я лично посетил гуманитарные кафедры 22 алматинских вузов и иногда был просто шокирован тем, что видел. Например, на факультетах и кафедрах туризма я спрашивал у преподавателей, собираются ли их студенты работать в дальнейшем в этой сфере? На что они при студентах отвечали: «В основном студенты приходят в университет за дипломом и не собираются работать в туризме», – комментирует эксперт.

Схожая ситуация и на лингвистических факультетах, студенты которых потратили не один год на изучение иностранных языков, не понимая своих перспектив работы по специальности, уходят работать в другие сферы.

«У меня призыв к молодежи, особенно к тем, кому интересны новые знания, практика иностранных языков, развитие коммуникативных навыков и работа в перспективной и хорошо оплачиваемой отрасли. Скажите, какая еще работа способна сегодня приносить заработки от $50 до $500 в день? Да еще и дает множество дополнительных и не менее важных преимуществ на всю жизнь!» – заключает Антон Митин.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Новости партнеров: