В своем ежегодном Послании народу Казахстана Нурсултан Назарбаев изложил план вхождения страны в тридцатку развитых государств мира. Президент отметил важность инновационной индустриализации, повышение эффективности традиционных добывающих секторов и геологоразведки. Кроме того, конкретным результатом каждой пятилетки должно быть создание новых отраслей экономики.
Также одним из важнейших направлений развития глава государства отметил создание эффективного земельного рынка. Земля является основным богатством Казахстана, поэтому правовая гарантированность земельных отношений – фундамент роста.
Кроме того, как отмечает Есенжол Алияров, президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры, гарантом стабильного развития государства является продовольственная безопасность. В данной области особенно важен аграрный сектор, то есть умение возделывать землю. Учитывая, что большое количество населения страны живет за счет сельского хозяйства, вмешательство государства имеет прямые последствия для социального самочувствия граждан.
Эксперт напомнил, что при принятии Земельного кодекса в Казахстане в 2003 году правительство вынуждено было подать в отставку. Законопроект дался власти очень тяжело. Казалось бы, такая огромная территория всего для 17 млн населения конфликтных ситуаций рождать не должна. «Однако нам стоит учитывать специфику казахстанской земли. Есть места, благоприятные для жилья и возделывания, есть и зоны рискованного земледелия. Таким образом, и оценка земли должна проводиться в соответствии с уровнем ее привлекательности для собственника», – говорит г-н Алияров.
Более того, институт частной собственности в Казахстане далек от совершенства. Перекос дал возможность процветать целому поколению латифундистов. Ввиду того, что регулирование земельных отношений было отдано на откуп местным исполнительным властям, эти недобросовестные лица, используя инсайдерскую информацию, а также административные ресурсы, приобретали земельные участки по более чем заниженной стоимости. Вместе с тем в стране произошел строительный бум. Все эти события окончательно запутали земельные отношения в стране.
Проблемы, по мнению Есенжола Алиярова, возникли из-за того, что разработчики кодекса не предусмотрели механизмы, исключающие должностные злоупотребления и, как следствие, коррупцию. Право на частную собственность не должно притесняться правом чиновника на вмешательство. Каждый раз, желая изменить назначение земельного участка, собственник вынужден идти на поклон к слуге народа. В итоге владельцу проще откупиться, чем следовать пути, предусмотренному законом.
«Более 10 лет прошло с момента принятия Земельного кодекса, однако рынок не развивается. Не зря глава государства привлек внимание к данному вопросу в своем послании. Как я упомянул ранее, земельные взаимоотношения имеют прямые последствия на сельское хозяйство. Однако я вынужден констатировать медленный темп его развития. До сих пор мы являемся импортерами продовольствия, не смотря на то, что Казахстан имеет все необходимые ресурсы для самообеспечения», – сокрушается эксперт.
С непрерывным ростом мирового населения аналитики полагают, что продовольственная промышленность станет такой же важной, как и нефтегазовый сектор. На данный момент государство должно принимать меры для создания привлекательной среды для сельскохозяйственной деятельности. В этом ключе необходимо перенимать успешный зарубежный опыт, осуществив предварительно ревизию актуального положения.
Тратить деньги на сиюминутную выгоду недальновидно. Следует инвестировать в производство той же легкой промышленности, к примеру, а не импортировать продукцию. Также нужно поддерживать научную деятельность, которая позволила бы оптимизировать бизнес-процессы.
Вместе с тем речи о саморегулировании земельного рынка быть не может, считает г-н Алияров. В нашей стране данный инструмент не будет эффективным. В целом даже развитый рынок нуждается в планировании. Регуляция, планирование и стимулирование в этом случае являются прерогативой государства.
Как отметил Нурсултан
Назарбаев в своем послании, будущее – за созданием сети новых перерабатывающих
предприятий в аграрном секторе, главным образом, в форме малого и среднего бизнеса.
Фермеры должны иметь прямой доступ к долгосрочному финансированию и рынкам
сбыта без посредников. Актуальным вопросом является создание эффективной
системы гарантирования и страхования займов сельских производителей. Таким
образом, Казахстан станет одним из крупных региональных экспортеров мясной, молочной
и других продукций земледелия.