Платные автодороги в будущем могут стать хорошим источником генерации средств, необходимых для модернизации дорожного полотна. Но пока о капитальных вложениях в повышение качества автодорог говорить не приходится.
Недавно Комитет автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций РК распространил информацию, согласно которой доход автобана Астана – Щучинск по итогам 2013 года превысил полмиллиарда тенге.
По информации комитета, доход автобана Астана – Щучинск за 7 месяцев 2013 года составил 558 млн 600 тыс. тенге. При этом в 2014 году Минтранском предполагает заработать на этой дороге не менее 1 млрд тенге из расчета того, что в сутки автобан будет приносить доход в размере 2,9 млн тенге.
Оплата за проезд по автодороге Астана – Щучинск была установлена летом 2013 года. Стоимость проезда для легковых автомобилей составляет 200 тенге за весь маршрут. Плата для автобусов варьируется от 5 до 10 тенге за 1 км в зависимости от количества посадочных мест, для грузовиков – от 5 до 20 тенге исходя из грузоподъемности.
Как сообщал ранее министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев, в ведомстве планируют до 2020 года собрать порядка 40 млрд тенге за счет введения платности на дорогах республики.
Вообще, надо отметить, что, несмотря на колоссальные средства, направляемые властями на ремонт автомобильных дорог, добиться мощного прорыва в данном вопросе не удается.
Так, в конце февраля 2012 года президент АО «КаздорНИИ» Багдат Телтаев отметил, что 68% автомобильных дорог требуют капитального ремонта и реконструкции, то есть находятся в аварийном состоянии. «В удовлетворительном состоянии находятся около 11%, в неудовлетворительном состоянии – 21%», – сказал он на совещании в министерстве транспорта и коммуникаций.
По его информации, в результате диагностики автодорог были выявлены так называемые температурные поперечные трещины. «Средние расстояния на дорогах колеблются от 5 до 95 метров. В этом году запланировано построить опытные участки с нарезкой температурных швов с расстояниями между ними от пяти до двадцати метров… Это позволит нам выработать нужные рекомендации для уменьшения появления такого вида дефектов на дорогах Казахстана», – детализировал г-н Телтаев.
В мае 2013 года министр транспорта и коммуникаций РК Аскар Жумагалиев на заседании правительства озвучил иные цифры. По его данным, 33% казахстанских автодорог находятся в неудовлетворительном состоянии.
«(...) Неудовлетворительное состояние автодорог – 33% в целом по местной и республиканской сети, несовершенство структуры управления, коррупционные риски, недостаток финансирования содержания автодорог, качество ремонтных работ, эксплуатация большегрузных транспортных средств с перегрузом, недостаточное обеспечение безопасности на дорогах и отсутствие сети сервиса», – перечислил он.
Напомним, что тема платных автодорог обсуждалась весь 2013 год. В начале июня 2013 года вице-министр транспорта и коммуникаций РК Роман Скляр заявил о том, что проезд по некоторым улицам Астаны и Алматы может стать платным.
Потом, в начале декабря 2013 года, на I Алматинском инвестиционном форуме аким Алматы Ахметжан Есимов еще более развил тему. «Мы осуществляем следующий проект, который опять же не совсем будет одобрительно всеми воспринят, … это платные дороги, платный въезд в город, это строительство автовокзалов с автопаркингами на главных въездах», – сказал он тогда.
Так, еще в начале июля 2013 года были внесены поправки в Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам реформирования автодорожной отрасли», согласно которым платными могут стать даже дороги в мегаполисах, а не только междугородние трассы.
Но это, принимая во внимание противодействие со стороны общества, перспективы весьма отдаленные.
Что касается реальных перспектив, то платной уже с 2015 года может стать автомагистраль Западная Европа – Западный Китай на участках дороги 1 категории с четырехполосным движением.
Но до капитальных вложений еще далеко. Как отметили летом в пресс-службе МТК, «поступающие от них (платных дорог) средства будут направляться на содержание и текущий ремонт трасс, а со временем, в случае достаточности, и на строительство и/или реконструкцию новых дорог». Судя по всему, сейчас речь идет только об экономии средств бюджета. Как тогда же уточнили в МТК, «тем самым появится возможность снизить соответствующие затраты государства».