С 2014 года в Казахстане действуют новые правила для трудовых мигрантов. Поправки в законодательные акты по трудовой миграции на состоявшемся на прошлой неделе брифинге разъяснила начальник управления миграционной полиции департамента внутренних дел Астаны Гульвира Доненбаева. По ее словам, разрешения в упрощенном порядке будут выдаваться иностранцам только для работы у физических лиц. «Один гражданин может привлечь не более пяти трудовых мигрантов для работы в своем домашнем хозяйстве. На предпринимателей этот порядок не распространяется и не может быть использован для получения дохода», – разъяснила Гульвира Доненбаева.
За каждый месяц, на который оформляется разрешение, должен быть произведен предварительный платеж по индивидуальному подоходному налогу из расчета двух месячных расчетных показателей (МРП) – 3,704 тыс. тенге. Выдача разрешений производится первоначально на срок от одного до трех месяцев. «Общий срок пребывания трудового мигранта не должен превышать одного года. На более длительный период разрешение не продлевается. Иностранец должен выехать из Казахстана, после чего возможно оформление нового разрешения, которое выдается не ранее, чем через месяц после окончания срока действия предыдущего», – добавила она.
Полицейские предупреждают об ответственности за нарушения норм закона. Так, за привлечение трудовых мигрантов без разрешения или превышение их количества предусмотрен штраф в размере 30 МРП (55,56 тыс. тенге) в первый раз. При повторном нарушении сумма увеличивается до 50 МРП (92,6 тыс. тенге).
Строже, строже и строже…
В принципе, миграционное законодательство будут ужесточать и в дальнейшем. Это видно по тому, как ужесточается миграционное законодательство в России, с которой Казахстан входит в Таможенный союз. То есть нормы, которые уже заложены или действуют в России, в скором времени могут быть внедрены в Казахстане.
А в России ужесточение довольно серьезное.
Если раньше иностранный гражданин имел право по приезде в Россию находиться здесь до 90 суток, а по истечении этого срока уехать на родину или совершить выезд в близлежащую приграничную страну, а на следующий день вновь въехать и продолжать свое пребывание, то с 2014 года такой номер не пройдет.
В соответствии с новым положением иностранный гражданин, выехав через 90 дней, сможет вернуться обратно в Россию только по истечении еще 90 дней. Иными словами, в течение одного полугодия можно будет находиться в стране лишь три месяца.
Вместе с тем с 2014 года за фиктивную регистрацию введена уголовная ответственность. Речь идет о регистрации по заведомо поддельным документам, а также в помещении, где человек изначально не собирался проживать.
Штраф за такое нарушение составит от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. Либо его размер будет равен доходу осужденного за период до 3 лет. Помимо штрафа провинившегося иностранца или россиянина могут наказать исправительными работами, а также лишением свободы на срок до 3 лет.
Кроме того, увеличены штрафы за нарушение правил регистрации. За проживание без регистрации – с 2 тыс. до 3 тыс. рублей. Для собственников, в чьих квартирах живут граждане без регистрации, – с 2,5 до 5 тыс. рублей. Штрафы для организаций значительно больше – от 250 тыс. до 750 тыс. рублей. Недобросовестных чиновников, зарегистрировавших граждан с нарушением законодательства, накажут штрафом от 25 тыс. до 50 тыс. рублей.
В 2014 году правительство России установило допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в сфере розничной торговли и в области спорта.
В соответствии с нововведениями иностранцы могут быть допущены к розничной торговле алкогольными напитками, включая пиво, однако их количество должно составлять не более 15% общей численности работников, тогда как в 2013 году допустимая доля иностранцев в этой сфере составляла 25%.
В розничной торговле фармацевтическими товарами в 2014 году иностранцев не будет совсем. Нулевая квота для иностранцев также предусмотрена для розничной торговли в палатках и на рынках.
В 2014 году в России будет выдано 95,88 тыс. разрешений на временное проживание для иностранных граждан и лиц без гражданства, что почти на 30% меньше, чем в 2013 году.
Но на этом российские власти не остановятся. Так, широкую огласку получила инициатива президента России Владимира Путина о введении для иностранных граждан патентов, необходимых при трудоустройстве у юридических лиц.
Федеральной миграционной службе России поручено до 2 апреля разработать законопроекты, направленные на предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям права привлекать к труду иностранных граждан на основе патента. При этом действие патента должно быть ограничено территорией одного региона, и у региона должны иметься полномочия по самостоятельному формированию стоимости патента.
Так что те или иные формы ужесточения миграционного законодательства в скором времени коснутся и Казахстана.
Нонсенс, однако
Любое ужесточение миграционного законодательства при довольно слабом контроле со стороны государственных органов ведет к росту нелегальной трудовой миграции.
На сегодняшний день в Казахстане этот вопрос крайне запущен.
Официально в рамках квоты в РК работают 25 тыс. иностранцев. Тогда как на самом деле их гораздо больше.
Некоторые интересные статистические данные были озвучены в конце декабря 2013 года на диалоговой площадке клуба «Эксперт» при ФНБ «Самрук-Казына» во время заседания на тему: «Трудовая миграция в Казахстане: проблемы и пути решения».
Как заметил во время дискуссий генеральный директор Центра социального партнерства ФНБ «Самрук-Казына» Нурлан Еримбетов, по данным экспертов, в стране работает 1,5-2 млн человек. Но и эта приблизительная цифра.
Как отметил на форуме начальник департамента миграционной полиции МВД РК Серик Саинов, «эти цифры правомерны, если говорить только о пересекающих границу». «Фактически их больше, так как при транзитной миграции через Казахстан люди в течение 30 суток не регистрируются. Мигранты в рамках Таможенного союза – тоже. Подавляющее большинство мигрантов – 80% – граждане Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана», – говорит он.
Остальные мигранты, как правило, зарегистрированы в таможенных органах по другим целям приезда: туристическая, частная, на учебу, на лечение и т.д.
Однако ужесточение миграционного законодательства происходит на фоне дефицита рабочей силы. По прогнозам Минтруда, потребность в рабочей силе в 2015 году составит 500 тыс. человек, то есть ежегодно потребность будет увеличиваться в среднем на 60 тысяч.
Можно сделать следующий вывод: Казахстан и впредь будет следовать путем ужесточения миграционного законодательства вслед за Россией, несмотря на явные признаки дефицита рабочей силы.