На этой неделе стало известно о том, что Кабинет министров Украины одобрил проект договора о создании совместного производства самолетов Ан-140-100 и Ан-158 компании «Антонов» в Казахстане.
В ближайшее время, по сообщению «Коммерсант-Украина», украинская сторона ожидает утверждения и подписания документа Казахстаном. Как рассказал Дмитрий Кива, генеральный конструктор ГП «Антонов», Украина и Казахстан должны начать работу по подготовке к запуску совместного серийного производства этих самолетов в 2014 году. «Казахстан согласился покупать их при условии создания локального производства, также есть заинтересованность в закупках самолетов частными компаниями. Мы оцениваем потребность рынка не менее чем в 100 самолетов», – поясняет г-н Кива.
На прошлой неделе (см. «Капитал.kz» от 28 ноября 2013 №44) мы писали о том, что подписание соглашения между Правительством Республики Казахстан и Кабинетом министров Украины о производственной кооперации в авиастроении затягивается. Был определен подписант от имени Кабинета министров Украины – министр промышленной политики Михаил Короленко, тогда как подписант с нашей стороны все еще не определен.
За разъяснением сложившейся ситуации «Капитал.kz» обратился в Министерство транспорта и коммуникаций и Министерство индустрии и новых технологий РК, но ответа от этих ведомств не последовало.
По информации генерального директора казахстанской самолетостроительной компании AeroKZ Владимира Куропатенко, затягивание процесса подписания межправительственного соглашения неслучайно. Так, казахстанская авиакомпания Bek Air вознамерилась пополнить свой парк самолетами Fokker 100. В связи с этим компания вышла на Германию, где завод по производству Fokker 100 не действует, а значит простаивает. К слову сказать, производство данного типа воздушного судна закончилось в 1997 году. Немецкая сторона предложила перевести это производство на территорию РК. Всего в мире было произведено 283 таких самолета. По состоянию на август 2006 года 229 самолетов Fokker 100 оставались в эксплуатации 47 авиакомпаний мира.
Однако в самой компании Bek Air эту информацию не подтверждают. «Производство голландских Fokker 100 никогда не будет переведено в Казахстан. И даже такой цели мы себе не ставили», – уточнил Нурлан Жумасултанов, председатель правления АО Bek Air. По словам г-на Жумасултанова, он снят с производства не по причине его негодности или ненадежности, а из-за его неконкурентоспособной цены. Производство Fokker 100 стоило дороже производства других самолетов этого же класса. «К примеру, если конечная цена Fokker 100 была около $24 млн, то продавали их за $21 млн, чтобы конкурировать с другими производителями. В конечном итоге недостающие $3 млн дали о себе знать и производство пришлось приостановить», – уточнил эксперт.
В настоящее время авиакомпания Bek Air располагает четырьмя самолетами Fokker 100, в дальнейшем их количество планируется довести до шести.
В целом в компании Bek Air довольны эксплуатацией Fokker 100. «Если Embraer 190 не рассчитан на работу в условиях температуры -40 градусов и ниже, то для Fokker 100 это не проблема. Нижний предел эксплуатации у этих самолетов составляет -57 градусов, что весьма подходяще для нашего климата», – заметил г-н Жумасултанов.
Перед тем как выбрать Fokker 100, рассказывает председатель правления АО Bek Air, компания рассматривала возможность приобретения и вышеуказанных Ан-140-100 и Ан-158. «Но нас не устроило послепродажное обслуживание, когда нужных запасных частей приходится ждать месяцами», – уточнил г-н Жумасултанов.
Между
тем г-н Куропатенко отметил, что именно налаживание производства данных
воздушных судов и снимет все эти вопросы. Ведь, кроме самого производства
самолетов, в Казахстане будет создана база сервисного обслуживания Ан-140-100 и
Ан-158.