Медленно, но верно в Алматы началось возрождение промпроизводства, которое только с начала этого года показало рост на 4,4% по сравнению с прошлым годом и составило 457,9 млрд тенге в текущих ценах. По данным начальника управления экономики и бюджетного планирования акимата Алматы Сардара Кабдолова, по результатам 9 месяцев 2013 года в обрабатывающей промышленности рост составил 9,6%, грузооборот вырос на 5%, пассажирооборот - на 12,4%, доходы от услуг связи выросли на 20,1% и составили 271,3 млрд тенге. Также продолжается реализация программы "Дорожная карта бизнеса - 2020", в рамках которой в Алматы было одобрено 68 проектов.
«Что касается развития пассажирского транспорта, то работы должны вестись по улучшению и повышению качества перевозок. Аким отметил, что количество пассажиров общественного транспорта должно расти и эту работу следует продолжать так, чтоб количество пассажиров росло не только в метро, но и других видах транспорта. Так, за 9 месяцев 2013 года 4 млн 794 тыс. пассажиров воспользовались услугами метро. Это на 13% больше, чем в 2012 году», - цитируют информагентства сообщение акимата города.
В общем эксперты отмечают, что за последние 5 лет в Алматы и Алматинской области открыты новые предприятия в сфере производства стройматериалов, энергетики, продовольствия, причем в немалой степени это стало возможным благодаря государственной поддержке.
«Судя по темпам строительства новых заводов можно говорить, что идет подготовка к будущему строительству автомобильных дорог (БАКАД), новых развязок в Алматы», - отмечает Талгат Акуов, президент Независимой Ассоциации предпринимателей Республики Казахстан. Эксперт указывает на активное строительство новых жилых домов, которые возводятся как по гос. программам, так и в рамках коммерческих проектов. Не прекращается строительство торговых центров, примером может служить строительство ТРЦ Мега-2. Кроме того, за последний период в Алматинской области открыты новые заводы - цементный, бетонный и по производству шпал. Также был запущен новый завод по изготовлению металлических опор. Вкладываются значительные средства в строительство и запуск заводов по переработке сельскохозяйственной, животноводческой продукции и злаковых культур.
«Но наряду с этим, есть вопросы по качеству продукции и насколько все это замещает импорт. К сожалению, сегодня в стране не хватает службы мониторинга развития предприятий при Министерстве индустрии и торговли РК. Тогда цифры были бы более четкие и обоснованные, когда по увеличению объемов производства и реализации продукции, а также вытеснения импорта по конкретным видам продукции мы смогли бы оценить прогресс развития наших отечественных предприятий», - считает Талгат Акуов. По мнению эксперта, текущая ситуация может говорить о достаточно противоречивых статданных, которые с одной стороны показывают увеличение импорта продукции в Алматы и Алматинской области и снижение экспорта, но в то же время свидетельствуют и об увеличении внешнеторгового товарооборота. «С учетом стран Таможенного союза товарооборот вырос на 10% и составил $17,3 млрд. Импорт увеличился на 18,8%, экспорт же, наоборот, снизился на 18,5%. При этом, по странам ТС экспорт и импорт выросли на 25% и 24% соответственно. Либо наша статистика дает искажение данные, либо наши производители произвели продукции так много, что мы вынуждены были употребить ее в стране, так как она не пошла на экспорт», - недоумевает президент НАП РК.
Выделяя причины, которые могут препятствовать развитию производства в Алматы, одной их главных эксперт называет отсутствие в черте города технических возможностей для строительства новых и расширения действующих предприятий. «Самым главным звеном проблемы считается энергетика. Электроподстанции в г.Алматы в большинстве своем уже обветшали, часто выходят из строя. Из-за постоянного строительства новых жилых домов и объектов соцкультбыта, в самом городе возникли большие проблемы с техническими возможностями по подаче электроэнергии. На мой взгляд, пора производственную зону выводить из города и строить для этого новый город, как в Южной Корее, где промзону вынесли за черту столицы - Сеула, а рядом был построен новый промышленный город – Суон», - говорит Талгат Акуов.
Некоторые эксперты видят проблему и в недофинансировании предприятий МСБ, в том числе и по причине невысокой активности предпринимателей в качестве заемщиков БВУ. Так эксперты АО «Евразийский банк» отмечают, что БВУ РК сегодня все еще требуют значительный объем документов для рассмотрения заявок, т.к. пробелы в законодательстве, нормативных актах и судебной практике заставляют банки досконально перепроверять все данные представленные клиентом. «Мы считаем, что данный вопрос должен решаться комплексно, с привлечением Национального Банка, Правительства и профессиональных ассоциаций предпринимателей», - считают в АО «Евразийский банк». Кроме того, здесь ссылаются и на низкую финансовую грамотность предпринимателей.
«Стоит обратить внимание, и на то, что в посткризисный период политика банков второго уровня в отношении заемщиков стала более жесткой, т.е. изменился, в целом, подход к анализу проекта, изменились требования к самому заемщику и его бизнесу, его платежеспособности, предоставляемому залоговому обеспечению», - отмечает в свою очередь Олеся Имашева, исполнительный директор-Директор департамента МСБ АО «БТА Банк».
При этом большинство банков планирует рост по кредитованию малого и среднего бизнеса около 20% в следующем году. Руководитель НАП РК, также считает, что объемы производства в Алматы в следующем год будут наращиваться, однако это процесс мог бы быть более стабильным и динамичным, если бы были решены ряд структурных вопросов. «Кроме энергетических вопросов на производстве существует и масса других проблем, особенно в области миграционного, налогового, административного и таможенного законодательства. Также на предприятиях много проблем с кадрами, с поставками сырья, со сбытом продукции, с кредитами под низкие проценты, и многим другим», - комментирует ситуацию Талгат Акуов.