Эксперты сомневаются в необходимости проводить техосмотр для новых автомобилей через 5 лет. При этом они ссылаются на структуру автопарка и условия эксплуатации автомобилей.
Как заявил на прошлой неделе председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков, техосмотр в Казахстане нужно проводить через три года после покупки авто, а не через пять лет. Освободить от техосмотра владельцев новых авто на пять лет предложили депутаты Мажилиса Парламента РК. Поправку уже внесли в новый законопроект «О дорожном движении». Эдуард Эдоков не согласен с предложением и считает, что систему проведения техосмотра в Казахстане надо оставить такой, как сейчас. То есть владельцам новых автомобилей нужно проходить обязательный технический осмотр (ОТО) через три года после покупки транспортного средства. «Дело в том, что у нас не те условия, при которых автомобиль сохранялся бы новым в течение пяти лет. Хорошо еще, если машины японские или немецкие, но у нас лидер продаж – российский автопром. Я не уверен, что при наших условиях они смогут отбегать такой срок без ремонта и без техосмотра в Казахстане», – заявил собеседник.
Новых машин все больше
Понятно, что доля новых автомобилей в Казахстане растет с 2010 года. Однако пока нельзя сказать, что автопарк быстро обновляется.
Причем в основном казахстанцы покупают Toyota, Lada, Nexia и KIA.
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), за первое полугодие 2013 года продажа новых авто в Казахстане увеличилась на 72% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Согласно данным аналитиков, в июне 2013 года официальные дилеры продали 14,427 тыс. новых авто. Всего за первое полугодие 2013 года казахстанцы купили 68,75 тыс. авто в салонах. При этом доля импорта среди проданных автомобилей за первое полугодие текущего года составила 79%, доля автомобилей отечественной сборки – 21% (54,263 тыс. и 14,487 тыс. соответственно).
В денежном эквиваленте в первом полугодии рынок продаж новых автомобилей вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 63% и составил $1,5 млрд. Лидер по доле рынка в денежном эквиваленте, по данным АКАБ, – бренд Toyota, заработавший за отчетный период в Казахстане более $258 млн.
Среди брендов, представленных в Казахстане, по итогам первого полугодия 2013 года хитом продаж стали автомобили Lada с результатами 24,173 тыс. авто. На втором месте - бренд UZ-Daewoo с 5,72 тыс.проданных авто. Тройку лидеров замыкает КIА казахстанской сборки с показателем продаж 5,597тыс. единиц.
Доля внедорожников казахстанской сборки среди всех продаж новых авто в первом полугодии составила 9,5% и 45% от всех автомобилей отечественной сборки.
«Волна роста продаж, старт которой был взят официальными дилерами в 2010 году после депрессивного 2009 года, продолжает свое действие по сей день, хотя находится в стабилизирующейся стадии. Пик этой волны пришелся на апрель 2011 года, когда рост по отношению к аналогичному периоду составил более 240%. Мы думаем, что такая уникальная ситуация продолжает развиваться в Казахстане, с одной стороны, благодаря ненасыщенности местного рынка, доступности автокредитования, стабильной занятости населения и сохраняющимся положительным трендам внутренней экономики. С другой стороны, это, конечно, работа самих официальных дилеров, усиливающих свое положительное влияние на выбор в пользу своей продукции и потребления своих услуг», – заявил казахстанским СМИ глава АКАБ Андрей Лаврентьев.
Получается довольно пестрая картина. Большинство новых автомобилей – это весьма надежные Toyota, приличные KIA и недолговечные Lada и Nexia. Даже при такой жесткой эксплуатации, как в Казахстане, японские автомобили все же должны без серьезного техосмотра протянуть 5 лет, но как поведут себя остальные автомобили, никто не знает.
Сократить, нельзя удлинить
По большому счету продажи новых автомобилей погоду на отечественном рынке не делают. И потому автопарк стареет в геометрической прогрессии.
Так, по данным Агентства РК по статистике, по состоянию на 1 декабря 2012 года на учете в дорожной полиции стоит 3 млн 657,04 тыс. легковых автомобилей. Из них 2 млн 903,872 тыс. – старше 10 лет. А это ни много ни мало почти 80% автопарка страны.
Новых автомобилей, возрастом не старше трех лет, статистики насчитали всего 100,788 тыс., по нашим подсчетам, только официальными дилерами за три года было реализовано более 130 тыс. автомобилей. Еще 366,256 тыс. автомобилей 2007-2009 годов выпуска и 265,354 тыс. авто, сошедших с конвейера более 7 лет назад, но не старше 10 лет.
Учитывая ситуацию на авторынке страны, возникает вопрос утилизации старых авто. Так, в феврале текущего года депутат парламента Турсунбек Омурзаков обратился к премьер-министру с предложением ежегодно утилизировать порядка 220 тыс. старых автомобилей.
По его словам, почти 80% бегающих в Казахстане машин старше 10 лет. Это 2,9 млн автомобилей при общем автопарке в 3,6 млн легковых авто.
Если сравнивать с Европой, то там средний возраст автомобиля составляет всего 8 лет, машины старше 10 лет – это менее 35%.
«Рост количества старых и морально устаревших автомобилей ставит вопрос экологической и дорожной безопасности. Особенно остро эта проблема проявляется в крупных городах, где выбросами от автомобилей, не соответствующих современным экологическим стандартам, дышат тысячи людей», – отметил депутат.
В Европе средний уровень утилизации составляет 6% в год. В Казахстане с учетом высокого износа автомобилей этот показатель может быть больше. Таким образом, РК необходимо утилизировать более 220 тыс. автомобилей ежегодно.
«Однако в настоящее время в республике отсутствуют мощности и необходимая инфраструктура для утилизации старых автомобилей. Более того, в стране не принята программа, концепция по утилизации автомобилей. Казахстану просто необходим запуск новых утилизационных предприятий: шредерных заводов и утилизационных пунктов», – заявил г-н Омурзаков.
Так, действующие автосборочные предприятия в Костанае и Усть-Каменогорске не имеют собственных программ утилизации автомобилей, не предоставляют гражданам возможности обмена старых автомобилей на новые.
В связи с этим депутат предлагает разработать национальную программу утилизации автотранспорта.
Исходя из всего сказанного, нужно отметить, что предложение депутатов отсрочить техосмотр новых автомобилей на 5 лет нерационально. Сегодня нужно решить вопрос утилизации машин, обмена старых авто на новые и, как предлагают эксперты, наоборот, сократить период прохождения техосмотра.