Как заявил на прошлой неделе депутат Мажилиса Парламента РК Турсунбек Омурзаков, новые ставки налогов на автомобили очень высоки и не по карману простым казахстанцам. «Я считаю, что это очень высокие налоги, несоразмерные с доходами людей. Если ты взял авто с объемом двигателя свыше пяти литров, то платишь налог 200 МРП. У нас средняя зарплата примерно 100-110 тыс. тенге. Получается, налог в три раза выше среднего заработка. Это не укладывается в нормальную экономическую логику. В зарубежных странах: в Англии – около 8-9%, Германии – 15%, Японии – 22% от среднего заработка», – заявил он в интервью журналу LS.
По словам мажилисмена, законопроект автоматически приравнивает владельцев машин с большим объемом двигателя к богачам.
Г-н Омурзаков добавил, что законопроект, принятый недавно в нижней палате парламента во втором чтении, уже направлен в сенат. «Сейчас в сенате будет одобрен, и все, с 1 января начнет действовать», – отметил собеседник издания.
Напомним, с 1 января 2014 года в Казахстане планируется существенно повысить ставки налогов на автомобили с объемом двигателя свыше трех литров. Ранее мажилисмен Мухтар Тиникеев приводил конкретные цифры. Так, по его данным, владельцам автомобилей с объемом двигателя от 3001 до 3200 куб. см придется платить налог в 35 МРП. От 3200 до 3500 куб. см – 46 МРП, 3500-4000 куб. см – 66 МРП, 4000-5000 куб. см – 130 МРП, от 5000 куб см. и выше – 200 МРП. Один МРП в Казахстане на сегодняшний день составляет 1731 тенге.
Планируется, что фискальные изменения коснутся всех машин, купленных после 1 января 2014 года. На автомобили, приобретенные до этого времени, ставки и льготы останутся прежними.
Цель ясна
Понятно, что, повышая налоги на автомобили свыше 3 куб. см, власти хотят найти новые источники пополнения бюджета.
Ранее бывший глава Нацбанка РК Григорий Марченко говорил о возможном дефиците бюджета в ближайшие годы. Потом он сослался на то, что расчеты осуществляли специалисты, которых лично он не знает.
Но, принимая во внимание нестабильность мировых цен на нефть и металлы, последствия кризиса в других странах, являющихся потребителями наших ресурсов, можно смело утверждать, что дефицит возможен.
Власти стали искать новые источники пополнения бюджета. Среди мер, которые должны были минимизировать дефицит, – пенсионная реформа, которая отложена главой государства до 2018 года, снижение выплат по декретным отпускам, рост налога на недвижимость, увеличение акцизов на спиртное и табак.
Отметим, что в начале обсуждения темы обложить повышенным налогом планировалось не только новые автомобили, но и те, которые сейчас ездят по дорогам Казахстана. В конечном варианте новые налоги будут касаться только тех автомобилей, которые ввезут в Казахстан после 1 января 2014 года.
Налог – из своего кармана
Но вопрос не в том, как оформить и красиво подать очередной закон. Важно, чтобы он исполнялся неукоснительно. Причем всеми гражданами Казахстана вне зависимости от социального статуса.
Есть опасения, что после 1 января 2014 года в республике просто перестанут появляться автомобили свыше 3 куб. см. В смысле они будут завозиться, ставиться на учет, но по документам не будут попадать под действие нового закона.
В то, что такое возможно, говорит практика. Особенно ярко она проявляется в вопросе автомобилей с кыргызскими номерами. Да, практика временного ввоза работает, да, формально все в полном порядке. Однако все или почти все знают, что автомобили с кыргызскими номерами должны каждые три месяца выезжать в Кыргызстан, а потом, после необходимых процедур, снова въезжать. Формально это соблюдается, но на практике уже давно работает бизнес, который занимается тем, что оформляет все необходимые процедуры без пересечения границы.
С автомобилями свыше 3 куб. см, ввезенными после 1 января 2014 года, может случиться такая же ситуация. Их оформят так, что они были ввезены раньше указанного срока. Тогда владельцы автомобилей будут платить по старым ставкам налога. Все очень просто.
Если власти смогут обеспечить повсеместную уплату налога на транспорт из собственного кармана всеми без исключения гражданами, то повышение налога на транспорт не будет казаться обывателям несправедливым.
В целом со временем необходимо ограничить езду в городах на больших автомобилях за счет платного въезда в центр города и дорогие парковки (средние ставки для малолитражек и автомобилей до 3 куб. см и очень высокие для автомобилей свыше 3 куб. см). Предварительно власти должны продумать варианты компенсации тем, кому придется отказаться от автомобилей свыше 3 куб. см.
Только в этом случае высокие налоги на мощные автомобили не будут выглядеть как очередная конфискация, а воздух в городах станет чище.