Как сообщил на прошлой неделе портал «Kapital.kz» , рентабельность всех нацкомпаний Казахстана во II квартале 2013 года составила 13,1%, что в 2 раза меньше, чем в предыдущем периоде года. Соответствующая информация содержится в квартальном отчете Агентства РК по статистике, посвященном финансово-хозяйственной деятельности национальных компаний.
Валовая прибыль нацкомпаний за апрель-июнь 2013 года составила 70,5 млрд тенге (около $470 млн), подсчитали в Агентстве РК по статистике. Это на 2,5% меньше показателя за предыдущий квартал этого года ($482 млн).
При этом основной причиной снижения прибыльности квазигосударственного сектора явился рост прочих расходов. Как подсчитал наш портал, по сравнению с предыдущим кварталом они выросли более чем в 13 раз – до 23,7 млрд тенге (около $158 млн).
Помимо этого за отчетный период сократились доходы от финансирования до 17,2 млрд тенге ($114,7 млн). Для сравнения: в январе-марте текущего года эта статья доходов принесла нацкомпаниям 21,5 млрд тенге ($143,5 млн).
Кроме того, непроизводственные расходы квазигосударственного сектора во II квартале составили 58,17 млрд тенге ($387,7 млн), что на 75% больше, чем в предыдущем периоде.
В результате прибыль до налогообложения составила 36,1 млрд тенге против 64,55 млрд тенге в I квартале 2013 года. Другими словами, падение составило более 44%. Чистая прибыль нацкомпаний за отчетный период составила 33,8 млрд тенге ($225,7 млн), что на 38% меньше финансового результата за I квартал текущего года.
Налоги ни при чем
Как правило, резкое сокращение прибыли – это сознательная попытка ухода от высоких налогов.
Так, например, корпоративный подоходный налог (КПН) в Казахстане с 1 января 2009 года по 1 января 2013 года составлял 20%. И после 1 января 2013 года он остался на старом уровне.
Причем большинство местных экспертов считает этот уровень довольно высоким. Разговоры о высоком уровне КПН ведутся давно, но к 2014 году, как сообщила министр по делам экономической интеграции Жанар Айтжанова, его предполагается снизить до 15%. Для сравнения: в России – 20%, Беларуси – 18%.
Так, к примеру, налог на добавленную стоимость (НДС) составляет 12%. Для сравнения: в России – 18%, в Беларуси – 20%. Социальный налог в Казахстане составляет 11%, тогда как в России и Беларуси – 34% и 28% соответственно.
То есть, как ни смотри, налоговый фактор не может являться причиной резкого падения прибыли нацкомпаний.
Людей меньше, но трат больше
Резкое уменьшение прибыли более чем странно, если вспомнить, что происходило в 2012 году.
В конце января на рабочем совещании в правительстве президент РК Нурсултан Назарбаев призвал главу фонда «Самрук-Казына» Умирзака Шукеева сократить количество служащих в нацкомпаниях. «Вот Умирзак Естаевич свежими глазами увидел, сколько там живчиков сидит, зайчиков, вообще не работающих, бумаги переставляющих за большие зарплаты. Во всех холдингах, в национальных компаниях, дочерние, не знаю, внучатые – все по женскому роду. До 15 апреля внести предложения по оптимизации нацхолдингов, компаний и госпредприятий», – распорядился он. При этом он пояснил, что сокращение численности работников управленческого аппарата холдингов, нацкомпаний, госпредприятий необходимо «с точки зрения экономии бюджета и антикоррупционной работы».
Вместе с тем глава государства запретил использовать высвободившиеся ресурсы на увеличение зарплаты оставшихся управленцев. «Есть большие резервы в дочерних и внучатых компаниях. Вот «Разведка Добыча «КазМунайГаз» в Астане – 50% сегодня сокращает. «КазМунайГаз» сокращает персонал на 25% и правильно делает, я поддерживаю. «Казахстан темир жолы» уже на 15% сократил персонал. Сейчас предстоит на 17% еще сократить. Все непрофильные активы, может быть, мы соберем в одну компанию? Чего только нет у нас, поэтому от таких неправильных активов надо будет избавляться. Речь идет не о механическом сокращении, а о том, которое позволит повысить эффективность работы, исключить повторение функций», – заявил г-н Шукеев.
Так как «прочие расходы», как сообщал наш портал, выросли в 13 раз, значит, первое сокращение штатов нацкомпаний провели формально, и количество служащих по крайней мере не сократилось. Ну, или второе, штаты все же сократили, но топ-менеджерам раздали такие бонусы, что прибыль резко уменьшилась.
Уволить, нельзя оставить
Вообще, снижение прибыли, какими бы причинами это не обуславливалось, есть результат неэффективной работы менеджмента.
Например, на Западе с топ-менеджерами, которые не могут эффективно управлять, не церемонятся.
В частности, в ноябре 2007 года был уволен финансовый директор фирмы Ericsson Карл Хенрик Сундстром после октябрьского снижения прибыли. Оказывается, во время его правления с начала 2007 года цена на акции упала более чем на 40%.
В конце июля 2012 года правление Symantec уволило 46-летнего президента и главного исполнительного директора – ветерана компании Энрике Салема. Причем сообщение об отставке Салема поступило вместе с отчетом Symantec за I квартал 2012-2013 финансового года, который завершился 29 июня. Выручка компании практически не возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: рост составил всего 1% до $1,67 млрд. При этом прибыль сократилась на 10% – со $191 млн до $172 млн.
А еще в ноябре прошлого года был отстранен от должности глава McDonald’s Ян Филд. 57-летний руководитель был уволен после 35 лет работы в компании. Ранее McDonald’s сообщил о падении продаж в октябре в точках, открытых менее 13 месяцев назад, на 1,8%.