Несмотря на значительную поддержку со стороны населения существующих интеграционных процессов в рамках Таможенного союза (ТС), которые пока носят скорее авансовый характер будущего эффекта от сближения стран, ведь объединение функционирует только два года, есть ряд проблем, на которые необходимо обратить внимание.
Высокая поддержка со стороны населения процессов интеграции на постсоветском пространстве показывает неплохую базу для выстраивания дальнейшего сотрудничества. Такое мнение высказал Евгений Винокуров, директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР), в ходе презентации результатов ежегодного исследования ЕАБР «Интеграционный барометр». Было опрошено более 14 тыс. граждан 11 стран СНГ и Грузии – от одной до двух тысяч человек в каждой стране.
Так, в Беларуси, Казахстане и России сохраняется высокий уровень общественного одобрения Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) – он составляет 65, 73 и 67% соответственно.
По сравнению с предыдущим годом данный показатель снизился незначительно: в России – на 5%, в Казахстане – на 7%. По оценке экспертов, это естественный процесс. «Эффект новизны прошел, и интерес к интеграционным процессам несколько упал», – заметил г-н Винокуров. В то же время в Беларуси, наоборот, уровень общественного одобрения ТС даже вырос на 5% в сравнении с показателем прошлого года.
Вместе с тем по сравнению с 2012 годом исследование зафиксировало снижение уровня одобрения ТС и ЕЭП в Казахстане на 7%, а в России на 5%. Это произошло в основном за счет увеличения числа опрошенных, относящихся к участию своей страны в ТС и ЕЭП безразлично. А в Беларуси уровень поддержки населением участия своей страны в ТС и ЕЭП увеличился с 60 до 65%.
Из стран, не являющихся членами ТС и ЕЭП, наиболее высокая поддержка населением перспектив присоединения к ним была зафиксирована в Узбекистане (77%), Таджикистане (75%), Кыргызстане (72%) и Армении (67%). Интересен факт значительной поддержки вступления в ТС/ЕЭП со стороны граждан Грузии (59%) – за год уровень одобрения вырос вдвое. Такой уровень общественной поддержки указывает на целесообразность активизации интеграционного взаимодействия между Грузией и странами Таможенного союза.
На Украине и в Молдове общественная поддержка ТС составила 50% и 54% соответственно. При этом по сравнению с 2012 годом вырос уровень отрицательного отношения к ТС: в Молдове – с 7 до 24%, на Украине – с 5 до 28%.
Наиболее низкая поддержка перспектив присоединения к ТС/ЕЭП выявлена в Азербайджане, в котором она составляет 37%. При этом население Азербайджана продемонстрировало рекордные показатели отрицательного восприятия обоих интеграционных объединений (53%).
Важный индикатор социокультурной близости между странами, использованный в проведенном исследовании, – желание получить образование за границей самому или обучить там своих детей. Это одна из проблемных точек, на которую, по мнению г-на Винокурова, следует обратить особое внимание в выстраивании дальнейшей политики в рамках ТС.
В этом отношении территория постсоветского пространства не обладает особенными конкурентными преимуществами перед Евросоюзом или наиболее часто упоминаемыми странами остального мира. Так, по данным Центра интеграционных исследований, в 2012 году лишь в Казахстане доля ответов «Страны бывшего СССР» превышала доли ответов, приходящиеся на каждую из двух остальных категорий, но такое превышение не являлось статистически значимым. В 2013 году подобная ситуация наблюдается в Таджикистане (при этом доля ответов значительно увеличилась). Единственной страной, где доля ответов для кластера «Страны бывшего СССР» значительно превышает доли по двум другим группам, является Туркменистан (44% против 19% для стран ЕС и 28% для других стран). Там довольно высок спрос на образование в России, Украине и Беларуси.
Страны Евросоюза чаще других называли респонденты из Грузии (58%), Армении (47%) и Украины (45%). Наиболее популярный ответ в этой категории в каждой из трех стран – «Великобритания». В 2013 году по сравнению с прошлым годом увеличилось упоминание стран Евросоюза в Кыргызстане (с 24% до 31%). Уменьшилась ориентация на эти страны в Таджикистане (с 28% до 18%).
За пределы постсоветского пространства и Евросоюза чаще других выходит желательная образовательная траектория у жителей Таджикистана, Кыргызстана и Азербайджана. Среди конкретных стран, находящихся за пределами бывшего СССР и Евросоюза, у азербайджанцев в приоритете находится Турция, у жителей Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана – США.
Еще одной проблемной зоной, требующей фокусировки, является сотрудничество в области науки и техники.
В целом по странам наиболее привлекательным «коллективным» партнером в области науки и техники, как и в случае с привлечением инвестиций, выглядит кластер «Другие страны» – на него, как правило, приходятся более высокие доли ответов, чем на кластер «Страны бывшего СССР», и несколько более высокие, чем на «Страны Евросоюза». Объясняется такое смещение довольно просто – во всех странах большое количество упоминаний в качестве желательного научно-технического партнера получили Япония, США и Германия. Наиболее высоки доли упоминаний Японии – в Казахстане (47%), России (45%), Узбекистане (45%). Высока частота упоминаний и Германии, особенно в Молдове (45%), России (41%), Туркменистане (40%).
Категория «Страны Евросоюза» в ответах на этот вопрос анкеты стала наиболее популярной из трех категорий только в Молдове – главным образом за счет высокой частоты упоминаний Германии (45%), входящей в данную категорию.
Категория «Страны бывшего СССР» получила наибольшую популярность только в национальной выборке Кыргызстана.
За прошедший год привлекательность «Стран бывшего СССР» как «коллективного» научного партнера значимо выросла в Узбекистане и на Украине, снизилась – в Молдове, Казахстане и Таджикистане.