В среднем цены на произведения искусства за последние 50 лет росли на 12,6% ежегодно, тогда как рост «голубых фишек» американского фондового рынка составлял 11,7%. Увеличивающаяся ценность предметов искусства создает потребность для новых услуг. «Для 43% владельцев художественных ценностей данный факт создает потребность в банковских услугах по защите, приумножению и сохранению этих ценностей», – говорится в последнем отчете международной консалтинговой компании ArtTactic. Так, появилось новое направление банковской деятельности – Art Banking.
«Чаще всего – это одно из направлений внутри Private banking для VIP-клиентов, которые нуждаются в управлении своими активами, – поясняет председатель правления kaspi bank Михаил Ломтадзе. – Инвестиции в произведения искусства – это часть стратегии диверсификации, и часто они зависят от личных предпочтений клиентов и стратегии банков».
Однако пока Казахстан эта глобальная тенденция обходит стороной, существуют лишь отдельные примеры подобных услуг на отечественном рынке. Так, за последние 20 лет в «Казкоммерцбанке» была только одна сделка с предметами искусства. В качестве залогового обеспечения по кредиту была выставлена коллекция картин и скульптур известного коллекционера Ю.А. Кошкина. Собрание в основном состояло из работ казахстанских и советских мастеров. Впоследствии обязательства по кредиту заемщиком исполнены не были, и картины из коллекции были проданы различным частным коллекционерам Алматы. Как отметили в банке, данная сделка с участием предметов искусства была исключительной для фининститута, поскольку принятие произведений искусства в залог сопровождается рядом проблем.
Первая – вопрос экспертизы и оценки произведений искусства. Необходимо выбрать действительно независимого эксперта, который будет на постоянной основе работать с банком и получать вознаграждение за свою работу именно от банка, а не от залогодателя (нужно исключить даже малейшую возможность мошенничества). «В практике банка был случай, когда один из казахстанских экспертов не смог подтвердить или опровергнуть подлинность картины, сославшись на отсутствие в Казахстане необходимого оборудования», – пояснили в «Казкоммерцбанке».
Вторая сложность проведения процедур Art Banking для нашей страны, по оценке экспертов, связана с хранением произведений искусства в качестве залога в течение всего срока действия договора у залогодержателя. Кто и как, банк или залогодатель, обеспечит место хранения таким образом, чтобы оно соответствовало определенным требованиям (поддержание нужной температуры и влажности в помещении, охранная сигнализация), до конца не ясно.
Третья проблема, как отмечают специалисты, состоит в реализации произведений искусства. «В результате той единственной сделки залоговые картины были проданы ниже их рыночной цены, поскольку круг потенциальных покупателей на тот момент был достаточно узок, инфраструктура рынка – акционы, торги, галереи – еще не сформирована в том виде, в каком она существует сейчас», – заметили в «Казкоммерцбанке».
Многие казахстанские банки не видят для себя даже перспектив в данной отрасли. Так, г-н Ломтадзе подчеркнул: «Наша стратегия не включает развитие этого направления, так как никакой ценности нашим клиентам не приносит».
По информации экспертного совета проекта Artinvestment.ru, Art Banking рассчитан на три категории клиентов. Во-первых, это те, кто хочет использовать собственную, уже существующую коллекцию произведений искусства для финансирования новых приобретений. Во-вторых, существует группа клиентов, которые намерены использовать принадлежащие им предметы искусства для покрытия долгов. Третья категория – это арт-дилеры, пользующиеся арт-банкингом для покупки картин или антиквариата с последующей перепродажей.
Как отмечают эксперты, самым важным моментом является предварительная подготовка. При покупке картин необходимо грамотно выбрать направление, автора, провести скрупулезную экспертизу и оценку приобретаемого полотна. В ряде случаев банк осуществляет частичное финансирование покупки, может выступить соинвестором.
Данное обстоятельство напрямую связано с тем, что определить стоимость того или иного предмета искусства крайне сложно, она довольно спорна. Ведь ценность предметов искусства зависит от множества субъективных факторов, что приводит к повышению риска для кредитора. Чтобы минимизировать риск, по данным Artinvestment.ru, кредитная организация, в случае падения рыночной цены объекта искусства, часто оставляет за собой право пересмотра залога в сторону его увеличения. В особо критических случаях кредитор может попросить провести частичное досрочное погашение задолженности. Кроме того, обычно сумма кредита не превышает 50% от установленной стоимости объекта искусства, что также является еще одной мерой предосторожности со стороны банка. В то же время процентная ставка по такому кредиту обычно выше среднерыночной.
Помимо вышеуказанных услуг банков для коллекционеров существует и другая альтернатива. Это паевой инвестиционный фонд художественных ценностей. В их активы кроме денежных средств могут входить живопись, графика, скульптура, фото- и киноархивы, книги, музыкальные инструменты и даже старинные монеты и марки. Доходы пайщиков формируются за счет роста стоимости этих объектов, а также их экспонирования. На территории нашего северного соседа существует два подобных фонда. Один из них, как сообщает versia.ru, ПИФ «Собрание. Фотоэффект», был сформирован в феврале 2011 года. Изначальная стоимость чистых активов фонда составляла около 14 млрд рублей, что делает его одним из крупнейших арт-фондов в мире. Как видно из названия, фонд специализируется на фотографии. Его коллекция включает более 295 тыс. оригинальных снимков и очень разнообразна по именам, жанрам, периодам.