Министр экономического регулирования Кыргызстана Темир Сариев заявил о возможности строительства трубопровода между Кыргызстаном и Казахстаном для последующей переработки нефти в Кыргызской Республике.
Г-н Сариев рассказал, что для обсуждения проекта строительства нефтепровода будет создана рабочая группа с участием представителей Кыргызстана, Казахстана и Азербайджана, так как эта страна изучает возможность строительства в Кыргызстане нефтеперерабатывающего завода.
«Речь идет о строительстве нефтепровода из казахстанских городов Шымкент или Кызылорда для поставки сырья в Кыргызстан, где азербайджанская сторона намерена построить завод мощностью 2 млн тонн нефтепродуктов в год», – пояснил г-н Сариев. При этом он подчеркнул, что стороны пока только обсуждают возможности строительства, более конкретные переговоры могут начаться после того, как рабочая группа подготовит проект.
Ранее в Бишкеке сообщалось, что государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) планирует построить в Кыргызстане нефтеперерабатывающий завод мощностью 2 млн тонн в год.
Однако казахстанские эксперты скептически отнеслись к этой идее. «Реализация строительства нефтепровода по территории Казахстана и Кыргызстана вызывает определенное сомнение», – говорит Акмарал Жумагалиева, аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ). Вероятнее всего, по мнению аналитика, такое строительство возможно лишь в отдаленной перспективе, когда, к примеру, в соседнем Кыргызстане будут мощности, способные перерабатывать объемы, обычно формируемые для перегонки по трубе.
На сегодня известно, что в Кыргызстане имеются два нефтеперерабатывающих завода (НПЗ), мощности которых равны – 100 тыс. тонн в год и 300 тыс. тонн в год. При этом г-жа Жумагалиева подчеркнула, что 90-95% потребности республики в ГСМ покрывается за счет привозного готового топлива.
«Так, для решения проблем рынка нефтепродуктов кыргызское высшее руководство вынуждено рассматривать различные варианты», – говорит г-жа Жумагалиева. В 2012 году, к примеру, лидеры Кыргызстана и Азербайджана достигли договоренности о строительстве НПЗ азербайджанской компанией. Однако, по информации аналитика АИРИ, просчитав все плюсы и минусы, азербайджанцы пока отложили этот проект в долгий ящик. При этом к концу текущего года китайская компания обещает завершить строительство в Кара-Балте НПЗ мощностью 800 тыс. тонн. «Но даже с таким увеличением объемов строить нефтепровод пока нерационально», – считает г-жа Жумагалиева. Однако строящая НПЗ китайская компания China Petrol Company Zhongda заявляет, что перевозка нефти по железной дороге будет стоить $40-50 за 1 тонну, а поставки по нефтепроводу обойдутся в $10 за 1 тонну. Таким образом, по их расчетам, экономия средств будет составлять $30 млн в год. При этом строительство 1 км нефтепровода обойдется в среднем в сумму около $1 млн.
Также руководство этой компании делало заявление, что China Petrol Company Zhongda намерена построить нефтепровод «Шымкент – Кара-Балта – Иссык-Куль – Аксу» (СУАР КНР) протяженностью 1,1 тыс. км и предварительной мощностью в 10 млн тонн в год. Протяженность ветки Шымкент – Кара-Балта составит примерно 400 км. Но пока, по замечанию г-жи Жумагалиевой, остается непонятно, на какую ресурсную базу при этом будут ориентироваться инвесторы строительства нефтепровода. При этом, по мнению эксперта, полагаться на ресурсы, обеспечивающие объемы нефтепровода «Атасу – Алашанькоу», совершенно нерационально.
Более того, бывший министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев заявлял, что если и будут поставки казахстанской нефти в Кыргызстан, то только по мировым ценам, с соответствующими пошлинами. Тогда же он высказывал свое мнение о том, что вряд ли в такой конфигурации Кыргызстану интересны поставки нефти из Казахстана.