Повышение уровня госслужбы приведет к росту размера взяток
Во вторник в силу вступил обновленный закон «О государственной службе», предполагающий реформу существующей модели государственной службы. Разработчики законопроекта в лице Агентства по делам госслужбы обещают, что намечаемые нововведения повысят профессиональный уровень кадров, снизят коррупцию в госорганах, искоренят «традиционные методы продвижения» по государственной карьерной лестнице. И, в конечном итоге, увеличат градус доверия к чиновникам у населения. Однако, по мнению казахстанских политологов, данные законодательные «новшества» напротив только увеличат цену «коррупционных сделок» и уровень их серьезности.
Улучшать качественный уровень госаппарата Агентство по делам госслужбы намерено основываясь на принципах меритократии. Один из основных приоритетов в многообещающем законопроекте – создание высшего управленческого корпуса «А», в который войдут сотрудники управленческого уровня. Вступление в него будет предусмотрено особым порядком отбора в кадровый резерв, а также конкурсного отбора, определяемого президентом Казахстана.
Максимально минимизировать планируют и так называемые «командные перемещения» при смене руководителей госорганов. Согласно законопроекту, назначения по переводам между госорганами будут осуществляться только в случаях, определяемых главой государства. В этих же целях предусмотрена норма, в соответствии с которой конкурсные комиссии рекомендуют в кадровый резерв только для определенного госоргана. При этом ответственность за незаконные кадровые решения будет повышена.
Также в рамках закона предусмотрено: совершенствование институтов и механизмов управления персоналом; повышение роли кадровых служб; усиление дисциплинарного и этического контроля; введение системы оценки деятельности государственных служащих; введение институтов наставничества, стажировки, ротации и карьерного планирования; уточнение функций, полномочий и ответственности служб управления персоналом; возможность создания единой службы управления персоналом района, города и области, а также единой конкурсной, аттестационной и дисциплинарной комиссии.
В том, что реформа государственной службы окажется эффективной и искоренит коррупционную и родственно-клановую составляющую, сомневается политолог Айдос Сарым. «Нравы, в целом, общественные и общая культура в стране, в том числе антикоррупционная, элементарно – людей друг к другу, не позволяют говорить об эффективности подобных законов. То есть цена «входа» будет дороже, еще какие-то вещи будут в обход придумываться», – говорит эксперт.
Более того, политолог полагает, что нововведения спровоцируют увеличение коррупционной оставляющей в госорганах. Создать действительно эффективный государственный аппарат, считает он, можно только в комплексе с механизмами, которые будут обеспечивать гласность, открытость, правовую грамотность, культуру неприятия коррупционных вещей.
Скептическое отношение к обновленному законопроекту «О государственной службе» озвучил и эксперт Института политических решений Максим Казначеев. «Меры, которые были предложены разработчиками закона, в большей степени формальные инструменты. Существует достаточно большое количество механизмов их обхода», – считает политолог.
В частности, говорит Максим Казначеев, норма о блокировании родственного продвижения по службе может быть очень легко обойдена, если две фигуры, руководители ведомств по взаимному согласию лоббируют продвижение родственников друг друга. Сомневается аналитик и в том, что выделение корпуса «А» в госаппарате не скажется снижением уровня коррупции. «Дело в том, что коррупционная рента, которую получают чиновники, на порядки превосходит официальные зарплаты на занимаемых должностях, и, таким образом, сейчас цена коррупционных действий становится выше. Но это вовсе не означает, что существенно будет понижаться стимул для чиновников, участвующих в тех или иных коррупционных преступлениях. Просто цена участия в коррупционных действиях для чиновников существенно возрастает. То есть, другими словами, по мелочи никто не будет ввязываться в коррупционные действия, а будут работать по более крупным, серьезным коррупционным сделкам. Крупным сделкам с существенной коррупционной составляющей», – говорит собеседник.
Решение проблемы коррупции кроется не в формальных изменениях и инициативах законодательного плана. К действительно эффективным инструментам, позволяющим существенно понизить уровень коррупции, собеседник относит снижение различного рода разрешительных, лицензионных документов, то есть сокращение государственного контроля. А также обеспечение прозрачности при заключении сделок с государственным участием. Данные рекомендации признаны на международном уровне, и Казахстану не нужно изобретать «новый велосипед», в виде новых законопроектов. По мнению Максима Казначеева, необходимо более качественно перенимать в государственную практику международный опыт противодействия коррупции.