Фото: Руслан Пряников
В Национальной палате предпринимателей «Атамекен» сделали заявление касательно создания нового Реестра казахстанских производителей, передает центр деловой информации Kapital.kz.
Как сообщает НПП, во втором чтении мажилиса парламента одобрен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам определения страны происхождения товаров». Законопроект, в числе прочего, предполагает создание нового Реестра казахстанских производителей.
Обсуждения о необходимости пересмотра действующих механизмов определения ОТП ведутся Национальной палатой предпринимателей в течение последних двух лет. Инициатором реформ выступает уполномоченный орган в области развития промышленности. При этом позиция бизнеса в большинстве случаев не учитывается, отмечают эксперты НПП.
Основное отличие предложенного законопроекта от действующей системы – внедрение цифровой верификации. Национальная палата поддерживает такие подходы. При этом ее готовность вызывает сомнения, заявили в «Атамекене».
«На данный момент бизнесу не продемонстрирован сам процесс, а также неясно, по каким критериям будет оцениваться предприятие. Несмотря на поддержку идеи цифровизации, полное исключение «лжепроизводителей» с помощью только цифровой верификации невозможно», - акцентирует внимание управляющий директор – директор департамента сертификации и происхождения товара НПП Аман Малгаждаров.
Важно понимать, что простого внесения субъекта предпринимательства в Реестр для получения мер господдержки недостаточно для того, чтобы стимулировать производителей к повышению локализации и использованию местного сырья. Неясным остается и то, как уполномоченный орган будет стимулировать их, отметили в НПП.
Также, по мнению эксперта, необходимо установить приоритет в получении мер господдержки для предприятий, имеющих больший уровень локализации и применения местного сырья.
В целом НПП «Атамекен» поддерживает совершенствование системы, однако законопроект подготовлен формально, не проработаны основные подходы и критерии по определению казахстанского товаропроизводителя, отсутствует стратегический анализ применения нового Реестра в регулируемых закупках, который охватывает ряд текущих проблем, и в оказании мер государственной поддержки.
Бизнес нуждается в четких и справедливых правилах игры, подчеркнули в палате.
Национальная палата предлагает объединить две основные цели, которые были поставлены главой государства, путем разработки новой методологии по расчету доли внутристрановой ценности (ДВЦ).
В основе указанной методологии будут применяться технологические операции и использование местного сырья для производства продукции.
По словам Амана Малгаждарова, в регулируемых закупках имеется проблема с градацией предпринимателей с учетом их возможностей и инвествклада в производство.
«Атамекен» предлагает внедрить категорирование товаропроизводителей (товаров). В зависимости от категории товара, отечественный товаропроизводитель будет иметь возможность участвовать в регулируемых закупках и получать меры государственной поддержки и (или) преференции в регулируемых закупках.
Эта мера необходима, потому что на текущий момент производители с разной степенью переработки и мощностями конкурируют на равных условиях в регулируемых закупках. В результате часто производители с меньшими мощностями и технологическим уровнем выигрывают тендеры за счет демпинга, поясняют в НПП.
«Если сегодня не будет введена практика категоризации, то проблема в регулируемых закупках так и будет оставаться вечным спором среди предпринимателей. Нужно понимать, что государство должно поддерживать как производителей с глубоким уровнем передела, так и давать возможность стимулировать начинающие предприятия, готовые к дальнейшему развитию», - призывает спикер.
Категоризация товара - это не нововведение, это необходимость, которая построит системную инфраструктуру предоставления справедливых преференций для добросовестных отечественных производителей, акцентирует Нацпалата предпринимателей.
Вместе с тем отметим утверждение депутата мажилиса парламента Мукаша Искандирова о наличии большого числа сертификатов СТ-KZ у лжепредпринимателей и лжепроизводителей. С данным утверждением Национальная палата не может согласиться. В этом вопросе требуется определение, кто такой на сегодня «лжепроизводитель», и существует ли официальное правовое определение данного термина?
На данный момент требования к потенциальному производителю при выдаче сертификата СT-KZ регулируются Правилами МТИ. Нужно признать их несовершенство, что может создавать лазейки для недобросовестных предпринимателей. На протяжении нескольких лет Нацпалата «Атамекен» направляла предложения по улучшению и уточнению этих требований, однако многие из них не были рассмотрены, сообщили в НПП.
Важно отметить, в ноябре 2023 года территориальные департаменты КТРМ МТИ провели масштабные внеплановые проверки в 20 Региональных палатах предпринимателей. Инициированные Генеральной прокуратурой проверки касались законности выдачи сертификатов о происхождении товара в период с 2020 по 2023 год. В рамках проверок было проанализировано 39 146 сертификатов СТ-KZ и 297 603 экспортных сертификата. Нарушения были выявлены по 121 сертификату, что составляет менее 1% от общего числа выданных документов. Однако эти нарушения касались только технических аспектов, таких как несоответствие сроков, отсутствие подписей или неполный пакет документов. Они не влияли на статус отечественного производителя, заявили в «Атамекене».
В этом контексте можно отметить Индустриальный сертификат, отличительной чертой которого является оценка производства отраслевыми экспертами, подтверждающими возможности производства с определением производственной мощности для выпуска товаров.
На основании этого подхода Национальная палата полагает, что экспертная оценка производства должна стать обязательной частью реформы по определению казахстанского товаропроизводителя.
В палате привели справочную информацию: «В целом с 2019 по 2024 год в Казахстане было выдано 69 367 сертификатов СТ-KZ и 1 528 Индустриальных сертификатов. Индустриальный сертификат действует три года с возможностью продления, в то время как СТ-KZ выдается на каждую партию товара или серийное производство, что объясняет его более высокое количество. Этот сертификат обязателен для подтверждения происхождения товаров в регулируемых закупках, что зависит от частоты поставок».
Напомним, ранее сообщалось, что в Казахстане запускают единый реестр производителей, которые заменит сертификат «CT-KZ» и индустриальный сертификат. Последние останутся актуальными до 1 января 2026 года. Как уточнялось, формирование реестра будет включать цифровую верификацию и оценку производственных условий.
Читайте также
Он заменит сертификаты СТ-KZ и Индустриальный сертификат