USD
480.61₸
+1.230
EUR
534.53₸
+2.900
RUB
5.28₸
+0.010
BRENT
72.74$
+0.260
BTC
59220.00$
+1261.000

О трендах и будущем e-commerce рассказал совладелец Chocofamily Holding

Все меньше людей покупают через сайты и все больше предпочитают мобильные приложения, считает Рамиль Мухоряпов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Kapital.kz

Kapital.kz

Совладелец Chocofamily Holding Рамиль Мухоряпов на конференции в Алматы Eurasian Digital Summit 2024 рассказал о трендах и будущем электронной коммерции. Обращаясь к членам бизнес-клуба IT CEO Club, спикер отметил, что объем рынка e-commerce в 2024 году достиг 8 трлн тенге, что составляет 20% от производства товаров и услуг. И в последние годы рынок e-commerce растет очень быстро: заходят новые игроки, экосистемы становятся все удобнее и закрывают потребности казахстанцев в товарах и услугах, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Однако, по словам Рамиля Мухоряпова, есть и практически занятые ниши. Например, «продажа билетов онлайн занята на 95%, и расти там уже некуда», а рынок продажи продуктов будет расти, как и доставка еды. Среди проблем и вызовов совладелец Chocofamily Holding обозначил рост стоимости привлечения клиентов на 60% за последние пять лет; логистические затраты, которые составляют до 20% от выручки; низкую маржинальность; зависимость от крупных платформ; низкую лояльность для тех, кто не построил бренд, и ожидание прибыли инвесторами.

Если рынок сложился, если на нем есть агрегаторы, если людям нравится покупать товары и услуги на определенном маркетплейсе, не надо игнорировать этот факт, считает Рамиль Мухоряпов. Он добавил, бизнесу постоянно приходится искать каналы привлечения клиентов: «Сегодня мы пытаемся искать все новые и новые каналы, некоторые из них перестали работать, например SEO или Performance Marketing».

Что касается ожиданий инвесторов, они могут быть завышенными, а могут быть вполне уместными. «Одно дело, когда у тебя 1% рынка в e-com, и все впереди, тогда ты можешь действительно не смотреть на прибыль. А когда в некоторых вертикалях у тебя уже 50% и осталось вырасти по большому счету в два раза, тогда уже точно надо задавать вопрос «где прибыль?» Если ты не видишь прибыль сейчас, почему через несколько лет она должна появиться? Это важный фактор – сколько осталось расти. Когда твой рост заканчивается, будет у тебя хватать масштаба, маржинальности, чтобы бизнес был прибыльным, причем не просто прибыльным, а хорошо прибыльным?» – считает совладелец Chocofamily Holding.

К трендам он отнес м-commerce, который достигает 60% в развитых странах; социальную коммерцию; персонализацию; использование AI для предсказания поведения пользователей и предоставления персонализированных предложений; подписочные модели; дарксторы и омникальность (объединение каналов - сайт, соцсети, мессенджеры и пр. в единую систему, через которую пользователю удобно взаимодействовать с брендом – прим. ред.), назвав при этом омникальность одним из мощных трендов. «Если пользователю удобно покупать (онлайн - Ред.), с учетом того, что, в принципе, такой же товар часто можно найти и так, то удобство решает. Не цена... Некоторые думают, что все дело в этом. Вообще не так. Удобство решает, скорость решает. Если вы ведете правильный канал, вы только за счет него можете быть более успешным, чем ваши коллеги», – считает Рамиль Мухоряпов.

О трендах и будущем e-commerce рассказал совладелец Chocofamily Holding 3350923 - Kapital.kz

М-commerce набирает обороты. Все меньше людей покупают через сайты и все больше предпочитают использовать мобильные приложения. Этичность и экологичность – тренд, который особенно важен для зумеров, и поколениям миллениалов и иксам необходимо это учитывать. А Instagram и TikTok перестают быть просто соцсетями и тоже становятся площадками для продаж, причем интерактивных. «Будущее в этой части еще не наступило, хотя в Китае уже отчасти наступило, и это тренд на 100%», – уверен спикер.

Будущее e-commerce, считает совладелец Chocofamily Holding, за интеграцией e-commerce с IoT для автоматизации заказов; автоматизацией логистики и складов; а также за развитием и внедрением AI, благодаря которому возможна персонализация для каждого, улучшение пользовательского опыта, автоматизация операций, управление запасами и прогнозирование спроса. Спикер обозначил и важность 3С-сstrategy (client, client, client), то есть глубокое понимание потребностей и создание уникальной ценности для клиентов; формирование бренда и доверия; взаимодействие с клиентами в нужных каналах и операционную эффективность. В качестве примера Рамиль Мухоряпов привел опыт Kaspi и их перманентный CustDev (тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях – Ред.): «Похвалим Kaspi. Они большие молодцы. У них постоянно CustDev. У них офис, как проходной двор, постоянно внешние люди приходят к ним. Они постоянно приглашают партнеров и клиентов к общению, поэтому и понимают, что людям надо».

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.