USD
478.58₸
EUR
520.84₸
RUB
5.44₸
BRENT
82.57$
BTC
66881.60$
-284.300

Шеринговая экономика – новая культура потребления?

Основатель стартапа Yume.cloud Биржан Шакарим рассказал о проекте, инвестициях и перспективах экономики совместного потребления

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Смысл шеринг-экономики можно передать известной фразой: «Мне не нужна дрель, мне нужна дырка в стене». В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz основатель сервиса для управления прокатным бизнесом Yume.cloud Биржан Шакарим рассказал о проекте, инвестициях и перспективах шеринговой экономики (совместное потребление: аренда, бартер и прочее – Ред.). Спикер также отметил основные различия между ведением традиционного бизнеса и запуском стартапа. У основателя Yume.cloud есть ряд других проектов: благотворительный фонд Garyshker, а также компании по производству коммерческих роликов (Yume.pro) и аренде съемочного оборудования (Yume.rent). Этими проектами его команда сейчас в большой степени занимается самостоятельно.

- Биржан, как вы чувствуете себя в относительно новой роли стартапера?

- Да, сейчас мой фокус в основном на Yume.cloud, это очень масштабный и интересный для меня проект. Его история началась в 2021 году, когда у меня уже был бизнес по аренде видеотехники. На тот момент нам нужен был сервис по учету и аналитике, ведь для дальнейшего развития бизнеса нужны данные. Мы начали искать подходящие сервисы на просторах интернета: попробовали разные, в том числе зарубежные. В итоге нашли один стартап, чьими услугами пользовались довольно долго. За это время благодаря обратной связи от нас они улучшили несколько функций – я общался с основателем этого сервиса напрямую. Но через какое-то время он сказал мне, чтобы я доплатил его разработчикам. Я подумал, что это странно, ведь мы наоборот даем бесплатный фидбэк: комментарии были больше по улучшению самого продукта, а не по нашему клиентскому запросу.

Шеринговая экономика – новая культура потребления? 3174397 - Kapital.kz

По одному из проектов – фонду Garyshker – у меня уже была IT-команда, которая занималась разработкой сайта. И мы не первый год занимались сдачей в аренду видеооборудования (Yume.rent – Ред.). Я также изучил рынок: глобальный рынок шеринга увеличивается и будет расти ежегодно. Таким образом, идея запустить собственный стартап возникла в октябре 2021 года. Два месяца мы писали логику CRM-системы (customer relationship management – система управления взаимоотношениями с клиентами). Она сама по себе очень сложная: это множество микросервисов и различных алгоритмов. Прежде чем приступать к разработке системы, нужны было тщательно все подготовить: думать, что с чем связать, куда будут уходить данные и так далее. Смысл CRM-системы в том, чтобы все находилось в одном месте. И чтобы покрыть эту боль, нужно написать очень много алгоритмов. В январе 2022 года мы приступили к разработке самой CRM-системы. Нашему стартапу сейчас ровно полтора года.

Шеринговая экономика – новая культура потребления? 3174399 - Kapital.kz

Быть стартапером – это очень необычно, интересно. Стартап – это больше про глобальный рынок, масштабирование, скорость, когда мы с небольшой командой должны делать множество вещей. В традиционном бизнесе мы расписываем процессы, которые потом работают сами по себе и становятся налаженными – такой бизнес можно в принципе поставить на конвейер, и он будет зарабатывать сам. В случае стартапа у вас ограниченные ресурсы, время и в перспективе – глобальный рынок, поэтому здесь важна скорость. Все делается на собственные средства, поэтому нужно решать проблемы быстро и с минимальным бюджетом. И этим очень увлекательно заниматься. Мне интересны масштабы нашего стартапа в будущем. Мы можем добавлять в него разные фишки и улучшать его дальше – мне нравится глубина продукта. Наша команда сейчас очень «заряжена», настроена творить дальше, чтобы сервис работал не только в пределах нашей страны, но и во всем мире.

- А сколько человек в команде Yume.cloud на сегодняшний день?

- Сейчас в нашей команде шесть человек, в том числе продакт-менеджер, разработчики, дизайнер. Команда небольшая, но сильная, потому что мы все «горим» идеей. Мы собрались не перед запуском стартапа, а задолго до этого. Недавно я был на New Vision Forum: Джефф Хоффман как раз говорил, что чем набирать большое количество людей, лучше брать «звезд»: лучше пять-шесть «рок-звезд», чем 20-30 рядовых сотрудников. По сути мы этого концепта и придерживаемся.

Мне все время хочется новых вызовов – я даже в отпуск уже в третий раз подряд еду в горы. Для меня горы – это не просто вершина. Когда у меня в голове много вопросов, здесь я нахожу ответы, чувствую свободу и спокойствие, но в то же время веду борьбу с самим собой. Горы очень похожи на жизнь предпринимателя: когда тяжело, больно, холодно и голодно, но ты всё равно идешь дальше и делаешь. Такие поездки не только заряжают энергией, но и становятся проверкой силы воли.

Фото из личного архива - Kapital.kz

Фото из личного архива

- В самом начале вы упоминали, что искали на рынке аналогичные сервисы. Расскажите, в чем ваше преимущество перед конкурентами?

- Конкуренты, несомненно, есть – если их нет, значит, рынок не готов к таким решениям. На рынке СНГ мы, скорее всего, уже обогнали всех по функционалу и удобству. Что касается глобального рынка – там есть большие игроки, но их фокус – рынок США. А наш будет на MENA (Middle East and Northern Africa – Ближний Восток и Северная Африка с англ.). Касательно нашего отличия – крупные игроки работают больше в B2B-сегменте (business to business или бизнес бизнесу – Ред.). Мы пытаемся сейчас быстрее охватить сегмент B2B2C, чтобы выйти на конечного потребителя. Конечно, мы отслеживаем конкурентов: как они работают, что делают. Это классно в том плане, что становится для нас драйвером – мы стараемся делать всё быстрее и лучше.

Отмечу, что рынок глобального шеринга растёт. В исследовании PwC говорится, что к 2025 году он достигнет 335 млрд долларов. Это очень большие цифры. Также, согласно исследованиям, к 2026 году экономика США на 50% будет состоять из шерингового бизнеса. Это мировая тенденция: люди, особенно зумеры, предпочитают брать вещи во временное пользование, а не покупать. И в шеринге есть большая философия. Если уходить глубоко в нее, то мы даже на Земле находимся временно (улыбается). Если рассуждать более приземленно, то мы способствуем снижению потребления. Чем прекрасен наш сервис – мы помогаем прокатному бизнесу развивать культуру аренды. Это игра вдолгую, но в будущем это приведет к снижению потребления и, соответственно, улучшению экологической обстановки.

Поделюсь интересным инсайтом: в своем бизнесе по аренде видеоборудования Yume.rent мы ежегодно тратим около 60 тыс. листов бумаги – это где-то шесть деревьев в год. Аналогичный бизнес тратит примерно такое же количество бумаги, и если с помощью Yume.cloud мы решим эту проблему, то окажем еще бо́льшее влияние на снижение потребления.

Шеринговая экономика – новая культура потребления? 3174409 - Kapital.kz

Cообщалось, что вы уже подключаете первых клиентов в Дубае. Расскажите об этом подробнее.

- Изначально Казахстан был для нас R&D-площадкой (research & development – исследование и развитие с англ.), где мы тестим наш продукт. Через три месяца после начала его разработки мы передали бета-версию сервиса нашей команде Yume.rent. Нашим большим преимуществом было то, что мы могли тестить его в своей же компании по аренде съемочного оборудования. У нас также была большая экспертиза в аренде: мы знали, как работает рынок, понимали его механизм. В конце 2023 года мы начали подключать других клиентов: нам важно было получать отзывы, чтобы улучшать продукт. Сейчас мы работаем по всему Казахстану. Но, повторюсь, мы изначально рассматривали рынок РК в качестве «лаборатории», где мы тестим продукт и готовим его к экспансии. Сейчас наша цель – рынок Дубая.

Пару месяцев назад мы подключили первого клиента в Дубае – бизнес по аренде автомобилей. Сейчас ведем переговоры с компанией по аренде джипов, байков (мотоциклов – Ред.), квадроциклов для сафари-кэмпа. У них очень большой объем: около 1000 аренд в день. Надеюсь, подключим их до конца августа. В планах переехать в Дубай на некоторое время и заняться подключением клиентов там – приблизительно в первом квартале 2025 года. Наша глобальная цель – забрать какой-то процент car rentals (рынок проката автомобилей – Ред.) в Дубае. Надо понимать, что Дубай – это транзитный город, в основном там живут временно. Там растет рынок аренды недвижимости, да и в целом весь рынок: в Дубае люди берут в аренду даже мебель и бытовую технику. Поэтому для нас это очень большой рынок.

- Давайте теперь поговорим о рынке РК. Сколько компаний воспользовалось вашим сервисом за все время? Какие компании пользуются вашими услугами чаще всего?

- Мы начали подключать первых клиентов в конце прошлого года. На сегодняшний день нашим сервисом воспользовалось 49 компаний. Число завершенных аренд через нашу платформу – 11 566. Общая сумма транзакций, проведенная через наш сервис, составляет около 203 млн тенге. Подписки продлевают в 90% случаев. Отмечу, что наш продукт доступен на казахском, русском и английском языках.

У нас очень много клиентов, которые занимаются арендой строительных инструментов. Это произошло за счет хорошего NPS (Net Promoter Score – индекс потребительской лояльности) или, проще говоря, благодаря сарафанному радио. Клиенты оставляли о нас хорошие отзывы, и новые компании обращались к нам по этим рекомендациям. Мы забрали топовые компании по аренде строительных инструментов в Алматы. Буквально на днях подключим самого крупного игрока на рынке Астаны.

На втором месте – аренда автомобилей. Сейчас мы ведем переговоры с Toyota: компания запустила аренду машин в Шымкенте и Павлодаре.

Большой поток клиентов также наблюдается в сфере аренды спортивного инвентаря. Зимой у них бывает по 50-60 аренд в день – мы уже «обкатали» нашу систему, чтобы она работала в этот период без перебоев. Пару недель назад мы встречались со своими клиентами. И в ходе разговора с фаундером Tobe мы узнали, что за счет данных, полученных в последний сезон, они сейчас делают план закупа. То есть они пошли с цифрами к инвесторам, получили средства и теперь закупают актуальные товары, опираясь на данные Yume.cloud. В этом плане мы также помогаем бизнесу масштабироваться.

Шеринговая экономика – новая культура потребления? 3174418 - Kapital.kz

В конце июня этого года мы завершили оцифровку парка проката кинооборудования киностудии «Казахфильм» – более 2700 позиций. Проект стартовал 1 апреля 2024 года и состоял из трех этапов. Первый – инвентаризация – занял около полутора месяцев. Второй этап включал интеграцию всех позиций в CRM-систему, для работы с которой мы провели обучение сотрудников «Казахфильма» – это был третий этап.

- Биржан, ранее вы говорили, что каждый новый проект открывали на собственные накопления. Сколько средств уже вложено в Yume.cloud?

- Всего было вложено около 100 тыс. долларов – это были дивиденды, полученные от других проектов. Для стартапа это относительно небольшая сумма – я считаю, что мы сэкономили за счет крутой команды.

Сейчас мы активно везде подаемся, смотрим больше в сторону глобальных, международных акселерационных программ. Наша главная цель – не деньги, а нетворкинг, решение стратегических вопросов. В мире очень много денег, но не хватает хороших продуктов. Конечно, мы тоже ищем инвестиции – эти деньги пойдут на масштабирование и развитие. Я говорил про рынок Дубая – чтобы полноценно на него зайти, нам нужно доделать много функционалов, в том числе мобильное приложение. До конца сентября мы планируем привлечь в проект до 500 тыс. долларов. Мы ищем инвестора, который мог бы стать одновременно нашим эдвайзером, наставником.

До конца этого года мы планируем выйти на операционную прибыль и развивать продукт дальше. 

Шеринговая экономика – новая культура потребления? 3174424 - Kapital.kz

- С какими трудностями вам приходится сталкиваться в процессе работы?

- Как я говорил ранее, мы перешли из традиционного бизнеса в стартап – нужна была перестройка формата работы, процессов, мозга (улыбается). Это, наверное, и была главная сложность.

Вторая – нанимать крутых специалистов, имея небольшие ресурсы. Нам повезло, что у нас уже была готовая команда с других наших проектов. Но сложность была в самом начале, когда мы не могли найти специалистов.

В-третьих, сейчас мы работаем с B2B-сегментом: наши клиенты – это компании, которые работают годами, а продавать продукт бизнесу – это непросто. Клиентам нужно перестраиваться, внедряться, проходить онбординг (процесс ознакомления клиента с продуктом – Ред.) и так далее.

Мы учимся на практике, методом проб и ошибок. И это, наверное, лучшее высшее образование, которое я мог бы получить. В будущем планирую окончить программу MBA (Master of Business Administration – магистр делового администрирования) за рубежом.

- Благоприятные ли в Казахстане условия для развития стартапов?

- Надо сказать, что мы ни разу не воспользовались какими-либо грантами – это было наше осознанное решение. Но мы видим большую поддержку отрасли: проходит столько форумов, появляется много новых стартапов. Фонды, эдвайзеры, эксперты в своей области помогают, дают советы, делятся своим видением по развитию продуктов – образовывается очень классное, теплое community (сообщество с англ. – Ред.).

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.