Эксперты: Стране нужно развивать отрасль, как индустрию.
Казахстан за два года поднялся на пять строчек во всемирном рейтинге туризма и занял 88-е место. Первое место среди самых привлекательных для туристов стран уже третий год держит Швейцария. Худшими местами для туристов среди 140 стран признали Бурунди, Чад и Гаити.
Отмечается, что составители рейтинга учитывали такие критерии как местное законодательство, состояние окружающей среды, безопасность, здравоохранение и гигиена, приоритет туризма и путешествий для страны, инфраструктура воздушного и наземного транспорта, инфраструктура туристической отрасли, цены, человеческие ресурсы и культуру.
Как известно, в Казахстане туризм считают одной из важнейших отраслей для привлечения иностранных инвестиций.
28 февраля заместитель премьер-министра, министр индустрии и новых технологий Казахстана Асет Исекешев представил концепцию развития туристской отрасли до 2020 года. Одной из ключевых задач концепции является создание новых постоянных рабочих мест. Так, в рамках ее реализации планируется увеличить число занятых в сфере туризма и косвенных отраслях в несколько раз.
Согласно концепции, определено 5 национальных туристских кластеров, внутри них отобраны 4 национальных и более 20 региональных проектов.
Залогом успешной реализации данной концепции и форсированного развития туризма является ключевая роль государства, что продемонстрировано опытом Малайзии, Сингапура, Испании, Мексики, Марокко и других стран мира.
Чтобы снять преграды для развития туризма, в Казахстане готовы пересмотреть и другие государственные программы. В частности, Программу развития транспортной инфраструктуры, чтобы обе программы работали синхронно.
Но уже сегодня туризм в Казахстане развивается на плановой основе. Напомним, что с 2010 года туристская отрасль развивается согласно программе по развитию перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан, реализация которой рассчитана до 2014 года.
В числе главных проектов, которые обозначены в концепции, – строительство туристско-развлекательного комплекса в границах СЭЗ «Бурабай» Акмолинской области, стоимость которого определена предварительно в 450 млрд тенге, создание международного туристского центра «Жана Иле» на побережье Капшагайского водохранилища Алматинской области стоимостью 345 млрд тенге, строительство международного курорта «Кендерли» на берегу Каспийского моря в Мангистауской области стоимостью 345 млрд тенге.
Но это без учета еще одного мегапроекта – горнолыжного курорта «Кок-Жайляу», строительство которого, несмотря на скандалы, планируют начать в скором времени близ Алматы.
Этот объект должен стать еще одним объектом, привлекающим туристов.
При выборе страны и места для проведения летних отпусков и каникул туристов обычно интересует 3 основных фактора: финансовые затраты, безопасность отдыха и качество обслуживания. С этой точки зрения Казахстан проявляет уязвимость по всем составляющим. Отдыхать у нас зачастую бывает очень дорого, без особых удобств и за личную безопасность приходится отвечать только самому.
К примеру, цена стандартного одноместного номера в санатории «Алатау» стоит 18,3 тыс. тенге, двухместного номера – 27,5 тыс. тенге, люксового номера – 35 тыс. тенге.
В той же туристической Мекке – Турции – такие же номера в трехзвездочных гостиницах стоят в 1,5-2 раза дешевле.
Кроме этого, зачастую отечественные курорты не имеют надлежащей инфраструктуры: так, до озера Алаколь нужно добираться по разбитым дорогам, а вокруг курорта – безжизненная степь.
Про безопасность можно даже не говорить. Любой мало-мальски уважающий себя курорт имеет собственную службу безопасности, которая работает в тесной взаимосвязи с территориальными полицейскими участками. У нас часто службу безопасности заменяет один человек, выполняющий сразу множество функций.
Чтобы Казахстан на самом деле стал туристической Меккой, нам необходимо не только строить новые объекты, но и развивать отрасль как индустрию. Во-первых, необходимо дать больше свободы бизнесу, которому нужны дешевые кредиты. Во-вторых, модернизировать инфраструктуру, для начала построить хорошие дороги, ведущие к курортам, наладить работу транспорта. В-третьих, стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, который будет обслуживать курорты.
Только при соблюдении трех этих основных условий Казахстан может стать желанным местом отдыха для иностранцев. В противном случае мы будем слишком медленно расти в рейтинге, и этот рост во многом окажется иллюзорным.