Соцсети стали неотъемлемой частью современной жизни. По информации Datareportal.com, в январе 2023 года в Казахстане насчитывалось 11,85 млн пользователей социальных сетей. При этом, по данным инструментов планирования рекламы ведущих соцсетей, ими пользовалось 11,05 млн человек в возрасте от 18 лет и старше, что составляет 86,3% от общей численности населения РК этой возрастной категории. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz сооснователь стартапа Totem Chat Дидар Мусаханов рассказал об инвестициях, идее стартапа и о том, с какими трудностями сталкиваются социальные сети из Казахстана.
- Дидар, расскажите краткую историю своего стартапа. Как, когда и почему пришла идея его создать и когда он был запущен? Почему вы назвались Totem Chat?
- Мы создали социальную сеть Totem Chat для того, чтобы решить проблему поиска интересных для себя сообществ по геолокации. То есть люди могут создавать свои чаты – тотемы, как мы их называем – на карте. Например, на территории своего университета, бизнес-центра или жилого комплекса. При этом точное местоположение пользователей не раскрывается. Отсюда и название приложения: тотем – это предмет, который устанавливается в землю и служит ориентиром. Пользователи могут формировать сообщества по интересам: поиграть в футбол, собраться в горы или просто вместе потусить.
Десять лет назад во время учебы на 3 курсе я работал в стартапе Spring fruit. Это была геосоциальная сеть для знакомств в радиусе одного километра. Тогда я и открыл для себя механику взаимодействия пользователей на карте. Стартап закрылся спустя полтора года из-за отсутствия финансирования со стороны инвесторов. И мне кажется, что на тот момент рынок еще был не готов для таких соцсетей.
Тем временем, когда мой кофаундер (сооснователь – Ред.) Ахан Кусаинов переехал в Астану в 2018 году, он не знал никого в новом городе. Тогда он понял, что существовавшие на тот момент соцсети не могли закрыть потребность в поиске людей по интересам, находящихся поблизости. Ахан подумал об идее создания приложения, где можно было бы найти чаты с единомышленниками по карте. Позже он создал такое приложение с анонимными чатами – оно называлось Arcana.
Когда мы познакомились с Аханом, то увидели сходство наших идей и объединили их в Totem Chat. Мы запустились 14 февраля 2023 года. Ахан является CEO стартапа, а я исполняю роль технического директора и визионера проекта.
- Как вы привлекали первых пользователей? Назовите размер вашей текущей базы пользователей. Какой средний возраст пользователей Totem Chat?
- На сегодняшний день в нашем приложении зарегистрировано более 1500 пользователей. В день запуска мы загрузили в Instagram видеоролик, снятый профессиональной съёмочной командой, нашими друзьями – они сделали это бесплатно. Затем мы разослали ролик через социальные сети и мессенджеры своим друзьям и знакомым. Отдельно в рекламу мы не вкладывались.
И даже сейчас мы принципиально не вливаем средства в маркетинг – до тех пор, пока не доведем вовлеченность пользователей до определенных показателей. К ним относятся время, проведенное в приложении, а также retention – возврат человека в приложение.
Среднее времяпровождение в приложении сейчас составляет 2-3 минуты. Мы хотим увеличить этот показатель хотя бы до 15 минут. В идеале – до одного часа. Наша цель по проценту возврата пользователей на 30 день – 30-50%. Сейчас он варьируется от 5 до 10%. Средний возраст пользователей Totem Chat составляет 25 лет. Но мы планируем ориентироваться на аудиторию помладше, в возрасте 20-21 года.
- Каково среднее количество пользователей в день/неделю/месяц? В какое время суток и в какой день недели Totem Chat пользуются больше всего?
- В первую неделю в приложение зашло 1200 пользователей в Алматы и Астане. И они создали около 300 чатов на два города. Но тогда мы ошиблись в том, что их разброс был слишком большой: не было концентрации пользователей на маленький квадрат территории. Например, на квадратный километр. Поэтому теперь мы решили тестировать аудиторию определенных локаций – допустим, университетов. А затем переходить в бизнес-центры и жилые комплексы.
Начать тестирование наших гипотез мы хотим с алматинских университетов. Они идеально подходят из-за большого количества приезжих студентов, которые, скорее всего, будут искать новые знакомства и ценные для себя сообщества. Думаю, в ближайшие недели мы начнем тестировать один из университетов Алматы.
Сейчас ежедневно нашим приложением пользуется около 30 человек, в неделю – 110, в месяц – примерно 400. А если поддерживать активность и стимулировать общение, то ежедневно к нам заходит около 60 пользователей. Если мы начинали распространять приложение через репосты в Instagram, а также пересылки информации о Totem Chat в другие мессенджеры – показатель доходил до 500 человек в день.
В настоящее время мы больше сфокусированы на качественных, а не количественных показателях. Соответственно, только тогда, когда мы получим product-market fit (соответствие продукта рынку – Ред.) – увидим, что из 1000 пользователей в приложение возвращаются хотя бы 30% – тогда мы начнем активно вкладываться в маркетинг. Сейчас же нам кажется, что это пустая трата денег.
По статистике, Totem Chat больше всего пользуются в 9 часов утра. Чаще всего в приложение заходят по вторникам. Но на эту информацию пока рано полагаться. Возможно, когда мы обновим подход, эти показатели поменяются.
- Какие категории самые популярные по количеству чатов и пользователей?
- Самые популярные категории – это чаты с мемами. А также спортивные, геймерские и quiz-чаты. Это по количеству чатов и степени активности в них. По численности пользователей лидируют мемы – все хотят весело провести время.
- Что заставляет человека регистрироваться в подобных соцсетях? Это как-то связано с одиночеством?
- На самом деле – да, потому что сейчас идет эпидемия одиночества. Люди все больше чувствуют себя одинокими, страдают из-за этого, и эта цифра постоянно растёт. По данным Google Trends, к 2023 году запрос «где встретить новых людей» в США достиг своего пика.
Люди постоянно пользуются Instagram, Facebook, TikTok. И там они на самом деле так много друг с другом не общаются. И наша задача – привести людей в ценные сообщества, где они смогут общаться, знакомиться, дружить в реальной жизни и ходить куда-то вместе. Например, организовать поход в горы.
Я помню времена, когда мы в детстве выходили во двор, и там всегда было много общения, игр и прочих активностей – все друг друга знали, всегда было чем заняться. Если было скучно, то мы ходили в соседние дворы. А с появлением интернета живое общение как будто перестало существовать. Теперь люди разбегаются по своим комнатам и проводят много времени за компьютерами или в гаджетах.
- Давайте теперь поговорим о финансовой стороне проекта. Какой объем инвестиций первоначально был привлечен в проект? Это были заемные или собственные средства?
- Это были наши собственные средства. И тут нужно сразу обозначить такой момент, что мы с моим кофаундером сразу понимали, что создавать свою социальную сеть – это немного crazy (сумасшедшая с англ. – Ред.) идея. Кто сейчас решится делать отдельную соцсеть, когда есть Facebook и все остальное (улыбается)? Но, тем не менее, мы считаем, что проблема одиночества все еще не решена.
Соответственно, мы изначально осознавали маловероятность того, что инвесторы будут вкладываться в нашу соцсеть. Для этого может понадобиться достаточно много времени – здесь нужно запастись терпением. Поэтому мы договорились, что пока будем потихоньку развивать проект до устойчивого состояния своими силами.
Изначально смысл был в том, что мы хотели решить проблему одиночества. Но в то же время понимали, что это все равно должно привести в конце к каким-то материальным выгодам. Мы видим, что тут можно хорошо зарабатывать: рынок соцсетей достаточно большой, хоть и сложный в реализации – в плане того, что кто-то из инвесторов в нас поверит.
Все наши вложенные ресурсы на сегодняшний день – это наши собственные силы. Мы также привлекали профессионалов на почасовой основе для каких-то определенных задач. Если собрать всё суммарно: и наше время как разработчиков, и оплату отдельных технических специалистов, то выходит около 94 тыс. долларов за 15 месяцев.
Здесь также важно отметить, что мы взращиваем кадры с нуля. Берем стажеров из университетов, не тратя на них деньги и в то же время обучая их. И самых лучших из них затем берем на официальную работу.
- Сколько человек в вашей команде на сегодняшний день?
- Помимо меня и Ахана у нас также есть backend-разработчик, iOS- разработчик, Android-разработчик и шесть новых стажёров. Всего получается 11 человек. Без стажеров – пять.
- В марте этого года в Instagram проекта сообщалось об открытии раунда инвестиций на 300 тыс. долларов. Удалось ли их привлечь?
- Это было слишком оптимистичное заявление. В целом скептицизм инвесторов понятен: как я и говорил, мало кто захочет вкладываться в новую соцсеть. Потому что шансы на успех очень малы. Есть гораздо более насущные проблемы, которые можно решить и заработать хорошие деньги, чем создавать еще одну социальную сеть – мы понимаем этот момент. Сейчас мы планируем привлечь 100 тыс. долларов за 2% долю в компании.
- Как вы собираетесь зарабатывать на проекте? На какую маржу чистой прибыли вы рассчитываете?
- В будущем, конечно, мы видим, что это будет какая-то рекламная платформа с таргетированной рекламой. Мы делали кое-какие грубые расчёты. Платформа станет прибыльной, если мы наберем хотя бы более 100 тыс. активных пользователей в Казахстане. Наша ближайшая цель – 10 тыс. активных пользователей.
- В Instagram проекта сообщалось, что вы планируете расширение в регионе Юго-Восточной Азии. Почему именно там?
- Рынок Юго-Восточной Азии нам подходит с точки зрения того, что там высокая плотность населения, и стоимость продвижения в 2-3 раза дешевле, чем на рынках Европы и Америки. Нам интересны Индонезия, Сингапур, Вьетнам и Таиланд.
- Я правильно понимаю, что приложение доступно только на русском языке? Планируете ли вы запускать казахоязычную версию?
- Мы заканчиваем казахоязычную версию – обновим приложение через пару недель. Totem Chat также доступен на английском языке.
- Можно узнать, сколько времени занял процесс модерации приложения в App Store и Google Play?
- И в App Store, и в Google Play это заняло около 2 дней. А когда мы запускаем какое-то обновление, нас модерируют примерно 2-3 часа.
- Давайте резюмируем: каких результатов удалось добиться на сегодняшний день? Что уже сделано?
- Мы сделали мобильное приложение в Play Market и App Store, а также лендинг (веб-страница, которая рассказывает о товаре, услуге или мероприятии – Ред.) проекта. Сейчас мы завершаем программу акселерации IRA от MOST Ventures – она длилась два месяца. До этого мы проходили несколько инкубационных программ. На сегодняшний день у нас уже есть четкий план, в какую сторону нам нужно менять продукт, и как привлекать волны новых пользователей.
- Благоприятные ли условия в Казахстане для развития стартапов?
- Я считаю, что благоприятные. Казахстан сейчас считается региональным лидером. Также появилось много различных программ инкубации и акселерации. Соответственно, происходит нетворкинг, и формируется сообщество.
Не думаю, что сейчас сложно запустить стартап – различных возможностей сделать это предостаточно. Государство также помогает развивать инфраструктуру. Возможно, в ближайшие пять лет у нас в стране появится своя компания-единорог.