USD
443.35₸
EUR
475.54₸
RUB
4.82₸
BRENT
89.35$
BTC
63950.70$
+722.500

ГЧП в Казахстане: о методологии и мировых трендах

В некоторых странах созданы фонды для финансовой поддержки проектов государственно-частного партнерства

Share
Share
Share
Tweet
Share
ГЧП в Казахстане: о методологии и мировых трендах- Kapital.kz

В мире механизм государственно-частного партнерства часто используется как способ решения социальных инфраструктурных проблем. Это недостаток качественных объектов жизнеобеспечения: организаций здравоохранения и образования, объектов телекоммуникаций, связи, газоснабжения, энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, жилищно-коммунального хозяйства.

Казахстан в этом плане не стал исключением. На сегодня в стране действует более тысячи таких проектов. При этом на рынке большое внимание уделяют разъяснению преимуществ и особенностей ГЧП, и недостаточно - его методологической модели.

Под методологической моделью в обзоре подразумеваются принципы и подходы к развитию механизма государственно-частного партнерства в Казахстане.

Напомним, механизм ГЧП был запущен в октябре 2015 года*, казахстанская модель государственно-частного партнерства достаточно показательно отражена в отраслевом законе. Ключевая роль по межотраслевой координации и методологическому руководству в области ГЧП закреплена за министерством нацэкономики. При нем работает Центр развития государственно-частного партнерства, который обобщает практику реализации проектов, предложения экспертного сообщества и вырабатывает методологические рекомендации для развития механизма.

За время действия Закона Республики Казахстан от 31 октября 2015 года «О государственно-частном партнерстве» в него было внесено 100 поправок. Наибольшее количество поправок было внесено в документ в 2017, 2021, 2022 годах. Анализ по изменениям, дополнениям и исключениям показал, что наибольшее количество изменений было внесено в 2017, 2021 и 2022 годах (15, 22, 21 соответственно), наибольшее количество дополнений – в 2021 году (11).

Внесение такого количества поправок в указанные годы можно объяснить тем, что спустя некоторое время после принятия закона накопилась большая практика по заключенным договорам и реализуемым проектам и потребовались законодательные меры по совершенствованию подходов к механизму государственно-частного партнерства, которые учитывали бы мнение экспертного сообщества и отвечали общим тенденциям в мире.

Например, в 2017 году поправки были приняты для сокращения сроков подготовки проектов государственно-частного партнерства с 7 до 3 месяцев, для того, чтобы процедуры стали короткими, доступными для бизнеса и учитывали отраслевую специфику***.

В 2021 году внесены поправки по внедрению возможности проведения аукциона для проектов государственно-частного партнерства в виде имущественного найма (аренды) госимущества, возвратного ГЧП и ряд других мер, понижающих риски заключения некачественных договоров.

Поправки 2022 года предусматривали ряд мер по дальнейшему развитию ГЧП - планирование проектов на уровне системы государственного планирования (СГП), нивелирование рисков обхода законодательства о госзакупках, уточнение понятий сервисного контракта и объекта ГЧП, а также создание специализированного сайта.

Отметим, что большое значение в успешной практике государственно-частного партнерства казахстанская модель отводит отраслевым министерствам и регионам. Им предоставлена большая самостоятельность в реализации проектов. Представляется логичным, что курирующие министерства и местные исполнительные органы лучше справляются с определением потребностей в своей отрасли и регионе, которые могли бы быть удовлетворены за счет проектов ГЧП, а также вправе самостоятельно определять организации для разработки и экспертизы документации для таких проектов.

Большой объем полномочий неизбежно несет коррупционные риски. Законодательно такие риски предотвращают через внедрение соответствующих норм. Одними из последних поправок стали, например, нормы:
- по выбору частных партнеров исключительно на конкурсной основе, исключение из данного правила происходит лишь по решению правительства (прямые переговоры), для уникальных объектов;
- по более четкому определению видов государственно-частного партнерства;
- по конкретизации объекта государственно-частного партнерства;
- по созданию цифровой платформы для сбора, обработки, хранения информации, в области государственно-частного партнерства, проведения конкурсов и мониторинга реализации проектов, другие новеллы.

Таким образом, исходя из опыта внедрения механизма государственно-частного партнерства в нашей стране, можно сделать выводы о том, что казахстанская методологическая модель ГЧП основывается на следующих подходах:

- баланс между самостоятельностью отраслевых государственных органов и регионов и законодательным сокращением коррупционных рисков такой самостоятельности;

- поступательное совершенствование законодательства и институтов государственно-частного партнерства, в том числе на основе постоянного мониторинга практики реализации ГЧП и актуального международного опыта;

- повышение компетентности, расширение и эффективное сотрудничество с экспертным сообществом в области государственно-частного партнерства;

- выработка основных направлений, осуществление методологического обеспечения, координации и руководства в области государственно-частного партнерства центральным государственным органом по государственному планированию с привлечением специализированной организации (Центра развития государственно-частного партнерства).

Представляется целесообразным и далее придерживаться данных подходов, добавляя в эту модель новые опции.

Например, в Казахстане такие привлекательные инструменты, как прямое соглашение, плата за успех, компенсация валютных рисков, уже внедренные в законодательство, не могут быть решены только в рамках существующей модели государственно-частного партнерства. Поэтому на первый план выходит задача по модернизации действующей модели, когда основной упор делается на финансовые инструменты поддержки.

Международный опыт показывает, что в некоторых странах созданы фонды, которые оказывают финансовую поддержку проектам ГЧП. Действующая модель может быть усилена в том числе за счет создания Фонда финансирования проектов ГЧП с финансовыми и правовыми ресурсами для предоставления всесторонней поддержки субъектам рынка ГЧП.

Предлагаемые меры позволят поднять развитие ГЧП на новый качественный уровень и привлечь большее количество инвесторов для удовлетворения насущных потребностей населения.

*Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 379-V ЗРК «О государственно-частном партнерстве»
**Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года № 167 «О концессиях»
***https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1700000112/z112.htm

Автор: Алия Капышева, эксперт Казахстанского центра государственно-частного партнерства

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.