Группа компаний PTC построит портовый терминал в порту Поти на паях с грузинскими партнерами. В холдинге полагают, что проект будет запущен в эксплуатацию уже в октябре текущего года.
«PTC Holding» подписал в Тбилиси инвестиционное соглашение о реализации проекта строительства мультимодального терминала в Грузии для развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Для реализации проекта на паритетных началах с частными грузинскими партнерами было создано АО «POTI TRANSTERMINAL», которое будет его оператором.
Строительство портового терминала станет первым казахстанским инфраструктурным проектом, реализуемым в Поти, одном из крупнейших портов Грузии, который является опорной точкой на Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ), что крайне важно для казахстанских операторов в условиях нынешней геополитической обстановки в мире, а также для диверсификации логистических маршрутов.
Ориентировочный объем инвестиций в проект на данный момент в холдинге оценивают в сумму порядка 10 млн долларов, который будет профинансирован без участия государства. Сам терминал будет расположен в порту города Поти на площади в 8 гектаров, и его мощность составит 80 тыс. контейнеров (в 20-тифутовом эквиваленте) в год.
«Так как Грузия является входной и выходной точкой на Черном море, важным является то, что «PTC Holding» с учетом реализации инфраструктурных проектов сможет непосредственно формировать грузопоток через Грузию в Европу и обратном направлении, - считает директор по развитию ТОО «PTC Holding» Олжас Арыкбаев. - Переговоры с грузинскими партнерами стартовали с начала этого года. Президент нашей страны весь прошлый год говорил и ставил задачи по реализации инфраструктурных проектов и расшивке узких мест в логистике. В рамках этой политики «PTC Holding» после посещения портов Поти и Батуми было принято решение о реализации проекта».
Выбор в качестве места города Поти, а не Батуми, где традиционно представлен казахстанский бизнес, по его словам, обусловлен сложившейся в Грузии спецификой, согласно которой порт Батуми обслуживает в основном нефтеналивные и насыпные грузы, а Поти – контейнерные и автомобильные.
Строительство терминала в Грузии в качестве опорной точки на Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ) отлично укладывается в стратегию развития частного казахстанского оператора.
«Когда мы говорим о больших грузопотоках и серьезных грузоотправителях, надо на кого-то и на что-то опираться. В этом смысле работа именно с портовой инфраструктурой должна быть филигранной. Она должна обеспечивать приемку, оформление, отправку грузов. Поэтому мы смотрим на черноморские порты Грузии. Если мы говорим про морскую часть ТМТМ, то это фактически конец маршрута. Если ТМТМ начинается для контейнерных поездов на станции Алтынколь, погранпереходе между Китаем и Казахстаном, то заканчивается он в Поти или Батуми. Поэтому там нужно присутствовать», - убежден председатель правления «PTC Holding» Тимур Карабаев.
Поскольку порт Поти является конечной точкой транспортировки грузов по ТМТМ на Черном море, строительство контейнерного терминала позволит казахстанскому бизнесу участвовать в формировании грузовых потоков, а также создаст выгодные тарифные условия на данном маршруте для казахстанских экспортеров и привлечь дополнительные объемы транзитных грузов через Республику Казахстан.
Срок окончания строительства намечен на октябрь 2023 года.
«Планируется сразу после подписания инвестиционного соглашения начать процедуры по разработке проектно-сметной документации. В принципе уже концепция проекта есть. Теперь надо сделать ее детализацию и начать строительство. Объект сам небольшой, его площадь составляет всего 8 гектаров, поэтому можно достаточно оперативно его построить. Если говорить о конкретных сроках, то после подписания соглашения в течение 4-5 месяцев терминал будет построен, запуск его планируется в октябре-ноябре этого года», - сообщил Олжас Арыкбаев.
О том, что крайне важно раскрыть потенциал ТМТМ, что предполагает создание единых транспортных операторов и формирование замкнутого логистического цикла, а также активное участие в этом процессе частного отечественного бизнеса, неоднократно в течение последнего года говорил и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
«Большое значение имеет полноценное раскрытие потенциала Транскаспийского международного транспортного маршрута. Речь идет о совершенствовании логистических услуг, создании единых транспортных операторов, модернизации технических и тарифных условий, устранении административных барьеров и формировании замкнутого логистического цикла», - говорил он, встречаясь в апреле в Астане с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.
Международная ассоциация Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) или Срединный коридор (Middle Corridor) объединяет владельцев магистральной инфраструктуры, перевозчиков различных видов транспорта Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции, Украины, Румынии, Польши, а также Китая. В 2022 году объем грузоперевозок увеличился в 2,5 раза и достиг 1,5 млн тонн. При этом экспорт казахстанских грузов увеличился в 6,5 раза в сравнении с 2021 годом и составил 891 тыс. тонн. Кроме того, было перевезено 33,6 тыс. ДФЭ в контейнерах – это на 33% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Аналитики «PTC Holding» прогнозируют, что в 2023 году объем перевозок вырастет еще на 25%.
Стоит отметить, что с целью наращивания потенциала ТМТМ участниками ассоциации разработана Дорожная карта по синхронному устранению «узких» мест и развитию потенциала ТМТМ на 2022-2027 годы. Ожидается, что данные меры позволят к 2025 году увеличить пропускную способность коридора до 10 млн тонн в год.
«Сегодня мы видим рост спроса у потребителей на услуги в рамках Транскаспийского транспортного маршрута, так называемого «Срединного коридора». У нас на сегодня по нему уже есть активные наработки, и клиенты не просто интересуются, а пытаются размещать заявки», - говорит Тимур Карабаев.
Он констатирует, что «любая сложная геополитическая ситуация имеет свое отражение в бизнес-отношениях». Когда начинает меняться бизнес, меняется стратегия продаж и стратегия транспортировки.
«На сегодняшний день в достаточно сложной ситуации оказались страны Юго-Восточной Азии, которые имеют свои торговые позиции на Центральную Азию (Казахстан, Узбекистан. Кыргызстан). Потому что спрос на традиционные маршруты, по которым ходили грузы и товары из Юго-Восточной Азии, в частности из Кореи или Японии, он либо сильно сократился, либо товары по ним совсем перестали ходить. В результате грузоотправители из Юго-Восточной Азии начали искать альтернативные способы доставки своих товаров», - резюмирует председатель правления «PTC Holding».
Согласно стратегии развития бизнеса, Группа компаний «PTC Holding» уже сейчас, для привлечения дополнительных объемов грузов транзитом через Республику Казахстан, находится в процессе создания международной сети дочерних предприятий («окна продаж» и инфраструктурные проекты) для выхода на прямые контракты без посредников с крупнейшими мировыми грузовладельцами, производителями и логистическими платформами. За последние два года группой компаний зарегистрированы дочерние предприятия в Ташкенте (Узбекистан), Шанхае (КНР), Стамбуле (Турция) и Бишкеке (Кыргызстан).
«Мы построили самый большой терминал на Достыке мощностью 320 тыс. контейнеров в год. В прошлом году мы перевалили порядка 100 тыс. контейнеров, в этом году больше будет. Мы открыли компанию в Шанхае, сейчас занимаемся регистрацией компании в Стамбуле. Спасибо нашим партнерам из Грузии, потому что новый терминал в Поти – это логическое продолжение нашей работы по развитию транзитного потенциала Казахстана», - прокомментировал событие акционер «PTC Holding» Данияр Абулгазин.
Важным направлением стратегии «PTC Holding» является реализация инфраструктурных проектов, включающих в себя строительство транспортно-логистических терминалов на основных сухопутных международных коридорах между странами Европы и Китайской Народной Республикой.
«Мы всегда строили свою стратегию на поиске узких мест, и там, где они есть и появляется возможность их физически «расшить» через развитие логистической инфраструктуры, туда мы и вкладывали деньги. Именно она обеспечивает нашу конкурентную позицию на рынке. Изучая новые маршруты, мы смотрим на пропускную способность тех или иных мест, и там, где она не такая высокая, но вполне реалистично за адекватные деньги в адекватные сроки ее модернизировать, мы готовы туда инвестировать. Наша позиция всегда была однозначной – развивать логистическую инфраструктуру», - заявляет Тимур Карабаев.