Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии
Михаил Мясникович и председатель президиума НПП «Атамекен» Раимбек
Баталов встретились с казахстанским бизнес-сообществом. На встрече поднимались острые вопросы для Казахстана в рамках
Евразийского экономического союза. Это транзитные конфликты между
странами, применение мер защиты внутреннего рынка, санкции, несоблюдение
вынесенных комиссией решений, сообщает пресс-служба Нацпалаты.
«Многие из этих вопросов уже поднимались на площадке НПП, бизнесу всегда хочется эффективно, оперативно решать свои проблемы. Предприниматели, обосновывая проблему, сразу дают пути решения, и это важно. Все проблемы посажены в протокол, также мы детально проговорили, как эти вопросы должны решаться на уровне правительства и инициатора. Прошлогодняя встреча показала, что вопросы, взятые на контроль главой Комиссии, решаются в иной динамике», — рассказал Раимбек Баталов.
Немаловажны и встречные вопросы к казахстанской стороне, к примеру, сегодня сразу 19 соглашений остаются не ратифицированы. Глава палаты предложил сделать акт сверки по всем зависшим на казахстанской стороне соглашениям. «Мы уверены, что практический подход позволит решить проблему рассмотрения в короткие сроки», — отметил председатель президиума НПП.
Михаил Мясникович второй раз встречается с казахстанским бизнес-сообществом на площадке НПП. «Мне нравится работать с «Атамекеном», потому что бизнес-сообщество ставит вопросы очень конкретно, причем сразу предлагают решение. Это очень хорошо, но и поиск решений как выйти из ситуации», — отметил Михаил Мясникович.
Председатель комиссии подчеркнул, что сегодня из-за введения санкций в отношении сразу двух участников союза страны начали принимать меры по защите внутренних рынков, что наносит ущерб хозяйствующим партнерам.
«Возникают встречные препятствия, и общий рынок, который еще не до конца сформирован, разрушается. Идет накопление взаимных претензий, вопросы усугубляются, когда мы говорим про один торговый режим, сейчас их пять, плюс банки, контрольные госорганы, риски вторичных санкций. Хотелось бы эти центробежные инструменты пресечь, чтобы мы стремились общими усилиями сформировать рынок без препятствий и барьеров», — отметил он.
Один из вариантов решения проблемы — совместные предприятия, интеграционными проектами будут считаться те, в которых участвуют представители минимум трех государств. По словам спикера, на мировой арене доля экономик стран-участниц союза составляет всего 2%, в разрезе обрабатывающей промышленности этот показатель еще меньше.
«Внешняя торговля представлена в основном сырьевым блоком. Мы подошли к тому, что необходимо мотивировать создание совместных компаний, так как у одних компаний есть интеллектуальные возможности, у кого-то сырьевые, и надо объединять усилия, тогда потребуется меньше административного ресурса, чтобы регулировать вопросы. Полагаем, что нужно серьезное субсидирование процентных ставок по кредитам, данный вопрос планируется обсудить уже на следующей неделе», — сказал глава Коллегии ЕЭК.
Кроме того, подобные предприятия могли бы решать вопросы реализации в странах-участницах союза сложных высокотехнологичных проектов, например в области микроэлектроники.
Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Тимур Жаркенов поднял вопрос получения разрешительных документов на вывоз отдельных видов товаров из России в страны ЕАЭС. Разрешение выдают профильные министерства РФ на основании заявления юрлица или ИП с предоставлением полных сведений согласно утвержденным порядкам. Для его получения необходимо направить документы в бумажном либо в электронном виде с использованием российской ЭЦП, которую казахстанские предприниматели не могут получить.
«Российские партнеры казахстанских предпринимателей не всегда соглашаются содействовать в получении разрешений на вывоз. Периодически поступают обращения бизнеса о затягивании сроков в выдаче разрешения», — рассказал он.
Также представители казахстанского бизнеса обращаются в НПП по вопросу необходимости получения разрешений на вывоз товаров, находящихся в собственности казахстанских предпринимателей.
«С подобной ситуацией бизнесмены сталкиваются регулярно, НПП отмечала необходимость комплексного решения проблемы. Например, одна из компаний подала электронное заявление на получение разрешения на вывоз крана посредством портала Министерства промышленности и торговли РФ с приложением подтверждающих документов. С 27 июня по 25 августа 2022 года компания получила 49 отказов в выдаче разрешения на вывоз, аргументируя неполным приложением правоустанавливающих документов, контракта на оказание услуг на территории РФ и других документов», — добавил Тимур Жаркенов.
По итогам многократных обращений в МТИ РК и Правительство РК со стороны МинПромТорга оказали содействие в вывозе техники посредством ускоренного рассмотрения заявок и выдачи соответствующих разрешений. Всего к вывозу планировалось 132 единицы техники, из них не все подпали под разрешительный порядок. С получением разрешений вывезено порядка 50 единиц техники.
На проблемах антидемпинговых пошлин остановился заместитель председателя правления НК «КТЖ» Канат Альмагамбетов. В своем выступлении он рассказал о дефиците подшипников на рынке ЕАЭС, ситуация возникла из-за продления антидемпинговых мер в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, происходящих из КНР. Повышенный спрос и создавшийся дефицит кассетных подшипников из-за приостановки производства на территории ЕАЭС американских компаний Amsted Rail, Timken и шведской компании SKF привели к удорожанию ремонта существующих вагонов.
«По состоянию на 1 сентября 2022 года из-за отсутствия кассетных подшипников в нерабочем парке простаивают около 1700 грузовых. Из-за простоя вагоноремонтных предприятий (более 1 года) создается социально напряженная обстановка, работники заводов вынуждены уходить в отпуск без содержания», - отметил выступающий.
«Когда мы вводим повышенные антидемпинговые пошлины на импорт товаров из третьих стран для поддержки ОТП, случается, что эти товаропроизводители, вне зависимости от страны, начинают недобросовестно вести себя на нашем рынке: поднимают цены, ухудшают качество, и бизнес-круги принимают решение платить пошлины и покупать качественные товары в-третьих странах, и это плохой показатель, например, как в случае с электродами, подшипниками для нужд ж/д», — сказал Михаил Мясникович.
Еще одну проблему об ускорении вступления в силу Соглашения о судоходстве от 1 февраля 2019 года поднял директор по развитию бизнеса НМСК «Казмортрансфлот» Сакен Сагатулы. По его словам, соглашение о судоходстве имеет стратегическое значение для выхода казахстанского флота в открытое море. Затянувшийся процесс вступления в силу соглашения приводит к большим упущенным выгодам судовладельцев государств-членов ЕАЭС.
«Сегодня грузы из портов на Черном море до казахстанских портов доставляются транзитом по Волго-Донскому судоходному каналу. Соглашение о судоходстве послужит стимулированию транзитного потенциала портов Актау и Курык по Транскаспийскому международному транспортному маршруту и перевозке грузов по внутренним водным путям Российской Федерации до портов Черного и Средиземного морей», - рассказал он.
Предпринимателям дали разъяснения по каждому вопросу. Все проблемы занесены в протокол и взяты под контроль ЕЭК и НПП «Атамекен».