Отечественные перевозчики могут потерять до 10% доли на рынке

Решение по «перецепке» грузов для российских и белорусских компаний может привести к вторичным санкциям, считает эксперт

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Автор: Шынгыс Темир, заместитель председателя правления Союза независимого бизнеса Казахстана

1 июля министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) приняло ущемляющий права отечественных перевозчиков приказ о разрешении «перецепки» для перевозчиков из России и Беларуси.

Ранее министерство заявляло о намерении снять запрет на «перецепку» для российских и белорусских перевозчиков в качестве акта «доброй воли». Некоторое время назад Россия и Беларусь приостановили требование о запрете «перецепки» для Казахстана до конца 2022 года.

«Перецепка» – это замена тягача или грузового автомобиля при перевозке груза на территории другого государства. Такая замена разрешена при условии, если последующий перевозчик является резидентом того же государства, что и первый. Подобная мера практикуется разными странами в международных автомобильных перевозках для защиты интересов национальных перевозчиков.

В Казахстане нарушение этого требования влечет административную ответственность. Часть 7 статьи 573 Кодекса об административных правонарушениях за осуществление замены (перецепку) тягача или грузового автомобиля на другой тягач или грузовой автомобиль, который не зарегистрирован в государстве регистрации перевозчика, предусматривает штраф на водителей – 200 МРП (636 тыс. тенге), на юридических лиц – 500 МРП (1,59 млн тенге). Снятие запрета на «перецепку» фактически отменяет административную ответственность по данному составу правонарушения.

Напомним, Беларусь ввела зеркальные ограничения в ответ на европейские санкции. Транспортные компании Евросоюза столкнулись с запретом осуществлять перевозки по территории Беларуси. Для продолжения доставки международных грузов белорусской стороной стал применяться механизм «перецепки» грузов с иностранных транспортных средств на грузовики резидентов Беларуси. Часть пути груз доставляется европейскими перевозчиками, другая часть – белорусскими, что в результате позволило исключить вытеснение последних с рынка международных перевозок.

Россия и Беларусь отменили запрет на «перецепку» по вполне очевидным причинам – это решение было продиктовано введенными в отношении перевозчиков этих стран санкциями со стороны европейских государств.

Решение МИИР открыть казахстанские дороги для российских и белорусских перевозчиков без привлечения их к административной ответственности может быть расценено странами Евросоюза как акт поддержки ответных санкций Беларуси к европейским перевозчикам. К тому же снятие запрета на «перецепку» сильно ударит по отечественным перевозчикам, поскольку их коллеги из России и Беларуси продолжат активную экспансию казахстанского рынка (отечественные перевозчики уже отмечают неоднократные факты смены государственной регистрации грузовиков с белорусских номеров на казахстанские).

НПП «Атамекен» неоднократно выступала против отмены запрета на «перецепку». В Палате предпринимателей уверены, что снятие действующих ограничений – это риск потерять рынок перевозок. Поспешность может привести к дополнительной потере рынка для отечественных перевозчиков до 10%, сейчас их доля на международном рынке составляет 31% (в 2017 году – 52%).

В НПП также считают, что отмена ограничений – это шаг к доминированию на рынке перевозок компаний соседей ввиду большего количества подвижного состава. Предлагаемое МИИР решение может привести к росту социальной напряженности, а также к введению вторичных санкций европейских стран в отношении транспортных компаний Казахстана.

Остается только надеяться, что действия МИИР не повлекут наложение на Казахстан вторичных санкций Евросоюза.

Приказ опубликован 5 июля, введен в действие со дня первого официального опубликования.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Новости партнеров:
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.