USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.19$
BTC
70225.20$
-621.400

Отечественные перевозчики могут потерять до 10% доли на рынке

Решение по «перецепке» грузов для российских и белорусских компаний может привести к вторичным санкциям, считает эксперт

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Автор: Шынгыс Темир, заместитель председателя правления Союза независимого бизнеса Казахстана

1 июля министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) приняло ущемляющий права отечественных перевозчиков приказ о разрешении «перецепки» для перевозчиков из России и Беларуси.

Ранее министерство заявляло о намерении снять запрет на «перецепку» для российских и белорусских перевозчиков в качестве акта «доброй воли». Некоторое время назад Россия и Беларусь приостановили требование о запрете «перецепки» для Казахстана до конца 2022 года.

«Перецепка» – это замена тягача или грузового автомобиля при перевозке груза на территории другого государства. Такая замена разрешена при условии, если последующий перевозчик является резидентом того же государства, что и первый. Подобная мера практикуется разными странами в международных автомобильных перевозках для защиты интересов национальных перевозчиков.

В Казахстане нарушение этого требования влечет административную ответственность. Часть 7 статьи 573 Кодекса об административных правонарушениях за осуществление замены (перецепку) тягача или грузового автомобиля на другой тягач или грузовой автомобиль, который не зарегистрирован в государстве регистрации перевозчика, предусматривает штраф на водителей – 200 МРП (636 тыс. тенге), на юридических лиц – 500 МРП (1,59 млн тенге). Снятие запрета на «перецепку» фактически отменяет административную ответственность по данному составу правонарушения.

Напомним, Беларусь ввела зеркальные ограничения в ответ на европейские санкции. Транспортные компании Евросоюза столкнулись с запретом осуществлять перевозки по территории Беларуси. Для продолжения доставки международных грузов белорусской стороной стал применяться механизм «перецепки» грузов с иностранных транспортных средств на грузовики резидентов Беларуси. Часть пути груз доставляется европейскими перевозчиками, другая часть – белорусскими, что в результате позволило исключить вытеснение последних с рынка международных перевозок.

Россия и Беларусь отменили запрет на «перецепку» по вполне очевидным причинам – это решение было продиктовано введенными в отношении перевозчиков этих стран санкциями со стороны европейских государств.

Решение МИИР открыть казахстанские дороги для российских и белорусских перевозчиков без привлечения их к административной ответственности может быть расценено странами Евросоюза как акт поддержки ответных санкций Беларуси к европейским перевозчикам. К тому же снятие запрета на «перецепку» сильно ударит по отечественным перевозчикам, поскольку их коллеги из России и Беларуси продолжат активную экспансию казахстанского рынка (отечественные перевозчики уже отмечают неоднократные факты смены государственной регистрации грузовиков с белорусских номеров на казахстанские).

НПП «Атамекен» неоднократно выступала против отмены запрета на «перецепку». В Палате предпринимателей уверены, что снятие действующих ограничений – это риск потерять рынок перевозок. Поспешность может привести к дополнительной потере рынка для отечественных перевозчиков до 10%, сейчас их доля на международном рынке составляет 31% (в 2017 году – 52%).

В НПП также считают, что отмена ограничений – это шаг к доминированию на рынке перевозок компаний соседей ввиду большего количества подвижного состава. Предлагаемое МИИР решение может привести к росту социальной напряженности, а также к введению вторичных санкций европейских стран в отношении транспортных компаний Казахстана.

Остается только надеяться, что действия МИИР не повлекут наложение на Казахстан вторичных санкций Евросоюза.

Приказ опубликован 5 июля, введен в действие со дня первого официального опубликования.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.