USD
449.58₸
-0.490
EUR
486.94₸
-1.570
RUB
4.86₸
BRENT
86.82$
-0.320
BTC
70638.80$
+1243.600

Казахстан рискует подпасть под вторичные санкции Евросоюза

Эксперт Шынгыс Темир обращает внимание на вопрос «перецепки» для российских и белорусских перевозчиков

Share
Share
Share
Tweet
Share
Казахстан рискует подпасть под вторичные санкции Евросоюза- Kapital.kz

1 июня министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) объявило о снятии запрета на «перецепку» для российских и белорусских перевозчиков. «Перецепка» – это замена тягача или грузового автомобиля при перевозке груза на территории другого государства. Такая замена разрешена при условии, если последующий перевозчик является резидентом того же государства, что и первый.

Подобная мера практикуется разными странами в международных автомобильных перевозках в целях защиты интересов национальных перевозчиков. В Казахстане нарушение этого требования влечет административную ответственность. Часть 7 статьи 573 Кодекса об административных правонарушениях за осуществление замены (перецепку) тягача или грузового автомобиля на другой тягач или грузовой автомобиль, который не зарегистрирован в государстве регистрации перевозчика, предусматривает штраф на водителей – 200 МРП (636 тыс. тенге), на юридических лиц – 500 МРП (1,59 млн тенге).

Некоторое время назад Россия и Беларусь приостановили требование о запрете «перецепки» до конца 2022 года.

По информации Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (Россия), Беларусь в ответ на европейские санкции ввела зеркальные ограничения, запретив транспортным компаниям Евросоюза осуществлять перевозки по собственной территории. Для продолжения доставки международных грузов белорусской стороной используется механизм «перецепки» грузов с иностранных транспортных средств на грузовики резидентов Беларуси. Часть пути груз доставляется европейскими перевозчиками, другая часть – белорусскими, что в результате позволило исключить вытеснение последних с рынка международных перевозок.

Мотивы России и Беларуси отменить запрет на «перецепку» очевидны – такое решение было продиктовано введенными в отношении перевозчиков этих стран санкциями со стороны европейских государств.

Тем менее логичным кажется последовавшее за этим решение Казахстана. В пресс-релизе МИИР сообщалось, что после обсуждения сообщения о приостановлении действия требований о запрете «перецепки», которое состоялось в ходе встречи глав правительств Казахстана и России 30 мая, казахстанской стороной проявлено понимание и в качестве доброй воли предложено эффективное решение сложившейся ситуации. Требование казахстанской стороны о запрете «перецепки» не будет действовать в отношении белорусских и российских перевозчиков аналогично – до начала следующего года.

Решение МИИР выглядит как акт поддержки ответных санкций, введенных Беларусью по отношению к европейским перевозчикам.

С высокой долей вероятности эта мера приведет к тому, что иностранные перевозчики, используя выгодное географическое положение Казахстана, будут возить грузы из третьих государств через Казахстан с «перецепкой» в обход не только казахстанской разрешительной системы, но и санкций Евросоюза, параллельно снижая конкурентоспособность отечественных перевозчиков и сокращая объем поступающих в бюджет Казахстана платежей.

НПП «Атамекен» выступила против отмены запрета на «перецепку». В Палате предпринимателей уверены, что снятие действующих ограничений – это риск потерять рынок перевозок. Поспешность может привести к дополнительной потере рынка для отечественных перевозчиков до 10%, сейчас их доля на международном рынке составляет 31% (в 2017 году – 52%).

Ранее глава государства отмечал, что в Казахстане на международных перевозках грузов задействовано 7,6 тыс. седельных тягачей. В России на международных перевозках – 34 тыс., в Беларуси – 15 тыс., в Узбекистане – 8 тыс. Отечественные предприятия теряют позиции на рынке, а Казахстан проигрывает борьбу своим соседям.

В НПП также считают, что отмена ограничений – это шаг к доминированию на рынке перевозок компаний соседей ввиду большего количества подвижного состава. Предлагаемое МИИР решение может привести к росту социальной напряженности, а также к введению вторичных санкций европейских стран в отношении транспортных компаний Казахстана.

16 июня завершается публичное обсуждение проекта приказа, в соответствии с которым МИИР планирует разрешить перецепку до конца 2022 года. Казахстанские перевозчики выступают против принятия этого приказа, поскольку он поспособствует не только вытеснению их с рынка международных перевозок, но и подвергнет риску введения вторичных санкций Евросоюза против отечественного сектора международных автомобильных перевозок.

Автор: Шынгыс Темир, заместитель председателя правления Союза независимого бизнеса Казахстана

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.