Глава Палаты предпринимателей «Атамекен» встретился с
экспертами железнодорожной отрасли для обсуждения нового механизма по решению
системных вопросов, сообщает пресс-служба НПП.
«Мы в Палате хотим качественно пересмотреть отношения с госорганами. Предпринимателям, которые занимаются транспортом или зависят от работы транспортных компаний, нужны ясная политика и понимание, что отрасль будет развиваться эффективно и по каким показателям работу оценивать», — сказал председатель президиума НПП РК «Атамекен» Раимбек Баталов.
Для этого на площадке НПП создана группа из экспертов отрасли, которые вместе с представителями министерства индустрии и инфраструктурного развития, «Казахстан темир жолы» будут обсуждать вопросы и вырабатывать решения на своем уровне. Проблемы, которые не удастся решить, будут выноситься на площадку под председательством вице-премьера Ерулана Жамаубаева. Третий уровень – еженедельные заседания оперативного штаба во главе с премьер-министром Алиханом Смаиловым.
«Будем обсуждать меры оперативные, системные и двигать их параллельно. На прохождение вопроса у нас будет три недели. Алгоритм четкий и теперь необходимо определить топ-10 проблем, которые возможно решить без изменений в законы – оперативные вопросы и обозначить системные из тех, которые годами не решаются», — отметил Раимбек Баталов.
«На данный момент мы наблюдаем картину, когда национальный перевозчик сфокусировался на развитии транзитного потенциала, но, к сожалению, игнорируя направления по экспорту, импорту и внутренним потокам. Тем самым подсаживая себя и в итоге всю страну на «транзитную иглу», — подчеркнул Бакытбек Кадиров, который возглавил рабочую группу.
Он считает, что обеспечение транзита является высокодоходным направлением для АО «НК «КТЖ», обеспечивая высокие скорости транзита для зарубежных партнеров. «Но в обеспечении должной скорости доставки в импортном, экспортном и внутреннем сообщении заинтересованы и отечественные компании (легкой промышленности, ГМК, обработки), которые несут убытки в связи с вынужденными простоями», — сказал Бакытбек Кадиров.
Например, ситуация с доставкой грузов из КНР в РК, когда грузы простаивали до 6 месяцев, в то же время транзит в страны Европы доставляется до 10-15 дней. Если не выстроить баланс, аналогичная ситуация сложится на транскаспийском международном транспортном маршруте.
Члены группы предложили рассмотреть следующие проблемы отрасли:
- Увеличение дефицита локомотивной тяги (внутриреспубликанское сообщение обеспечивается по остаточному признаку).
- Ежегодно ремонтируется и производится модернизация железнодорожных участков, через которые проходят транзитные коридоры.
- Установленная участковая скорость для транзитных поездов более чем в 3 раза превышает скорость для внутриреспубликанских, импортных и экспортных поездов и в свою очередь обеспечивается путем установления приоритета продвижении обработки контейнерных транзитных поездов в ущерб внутриреспубликанскому и экспортному сообщению;
- Приоритетность перехода МГСП для транзитных поездов по отношению к импортным и экспортным поездам снижает привлекательность и развитие данных направлений, а также возможности казахстанских предприятий и экспедиторских компаний.
Особый вопрос вызывает политика тарификации, например:
- Нежелание КТЖ подписывать типовой договор со всеми участниками рынка;
- Отсутствие специальных понижающих коэффициентов для внутриреспубликанских контейнерных перевозок и, как следствие, низкий уровень внутриреспубликанской контейнеризации;
- Условия получения понижающих коэффициентов к тарифным условиям для частных экспедиторских компаний практически неисполнимы и заточены, как правило, для дочерних компаний квазигосударственного сектора.
- Высокий уровень и отсутствие понижающих коэффициентов в тарифных условиях на порожний подсыл, что влияет на ставку для грузоотправителей и грузополучателей.
- Основной базис, который необходимо выстроить, заключается в выстраивании баланса в развитии всех направлений организации перевозочного процесса во всех 4 направлениях: внутреннем, экспортном, импортном и транзитном.