USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.56$
-0.260
BTC
97180.30$
+2931.600

Зачем компании «перестраивают» HR-стратегию

Эксперты обозначили ключевые направления трансформации

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Современная деловая среда находится под влиянием нарастающей неопределенности и одновременно нескольких мегатрендов – цифровизации, глобализации, демографических изменений и экологизации. Немаловажными являются и преобразования внутри компаний, в результате которых пересматриваются внутренние бизнес-процессы и корпоративные цели. Подобная смена внешних и внутренних факторов приводит к трансформации основополагающих принципов HR-стратегии компании.

Главным атрибутом эффективной HR-стратегии по-прежнему остается ее тесная взаимосвязь с бизнес-стратегией, поэтому в формировании кадровой политики должны участвовать как представители HR-функции, так и руководство компании. В связи с этим мы в EY рассматриваем HR-стратегию как комплекс ключевых правил, целей и задач подразделения по управлению персоналом, учитывающий общую стратегию развития компании.

Интеграция HR-стратегии с корпоративными целями компании

Правильно составленная HR-стратегия компании может привести к положительному результату и способствовать успешному достижению и удержанию конкурентных преимуществ. Так, согласно глобальному исследованию EY в области управления персоналом, у компаний, четко связывающих HR-программы с бизнес-стратегией, возврат инвестиций выше на 21%. Благодаря чему все больше компаний, вне зависимости от размера прибыли и количества сотрудников, заинтересованы в ее трансформации. Стоит отметить, что не во всех компаниях HR-стратегия оформлена в виде документа, она может существовать либо как часть корпоративной стратегии, либо как план мероприятий. Например, по результатам Обзора заработных плат и компенсаций EY, за последние три года в среднем 96% респондентов считают, что связь между кадровой политикой и бизнес-стратегией важна, и 50% компаний имеют формализованную кадровую политику. При этом ряд компаний среди постоянных участников Обзора начали формализовать HR-стратегию во время пандемии в 2020 году, что может свидетельствовать о том, что кризисный период потребовал от бизнеса наличия четко структурированной кадровой политики.

В последние годы наблюдаются новые тенденции в формировании кадровой политики. Например, в период кризиса данные о кадрах стали важнейшим источником стратегического планирования. Соискатели и сотрудники стали большее значение придавать отношению работодателя к сотрудникам, а также возможности обучения, при этом финансовое благосостояние становится одним из менее важных аспектов. Таким образом, приоритетными сферами развития для HR-лидеров можно назвать HR-аналитику, управление опытом сотрудников, обучение и развитие сотрудников. Важно отметить, что кадровые политики не ограничиваются данными направлениями; упомянутые направления выделяются возросшей актуальностью на фоне других HR-процессов (например, автоматизация, управление изменениями и т.д.), стабильно входящих в повестку HR-стратегии в течение долгого времени.

Развитие компетенций в сфере HR-аналитики

В рамках решения как операционных, так и стратегических HR-задач сегодня все большую роль играет управление на основе анализа данных. Бизнес все чаще желает знать о своих сотрудниках больше, чем видно на первый взгляд, поэтому развитие компетенций HR-аналитики становится одной из приоритетных зон в HR-стратегии. Работа с данными предоставляет ценную информацию о тенденциях как внутри компании, так и за ее пределами и повышает эффективность управления персоналом в целом. Компании, в том числе и сами HR-специалисты, теперь стремятся решать проблемы не по принципу «здесь и сейчас», а подходить к вопросам более системно и проактивно, с помощью соответствующих HR-метрик, прогнозируя потенциальные риски и способы их решения.

Управление опытом сотрудников

Кадровая политика сейчас все больше и больше фокусируется на управлении опытом сотрудников (Employee Experience или EX), целью которого является изучение восприятия сотрудником своего опыта пребывания в компании. Восприятие сотрудников динамично, и оно меняется в зависимости от внешних и внутренних факторов. По этой причине изучение «путешествия» сотрудников в стенах компании на регулярной основе позволяет узнать приоритетные зоны для развития. К примеру, по результатам проведенного EY глобального исследования мнений работников о способах улучшения их опыта пребывания в компании большинство респондентов (54%) выразили готовность уволиться в случае отсутствия гибкости на рабочем месте. Исследование Gartner показывает, что для соискателей и сотрудников важно, чтобы работодатель видел в них, в первую очередь, человека, а не работника. Данные наблюдения могут послужить сигналом для HR-специалистов сместить фокус с материальной мотивации персонала на нематериальные ценности. В качестве инструментов изучения опыта сотрудников EY использует исследование вовлеченности и удовлетворенности, диагностику корпоративной культуры и пульс-опросы.

Обучение и развитие сотрудников

Осенью 2021 года EY провела глобальное исследование мнений работодателей о влиянии пандемии на бизнес, по результатам которого было выявлено, что 100% компаний-участников пересматривают подход к обучению и развитию сотрудников как часть постпандемических мероприятий. Компании активнее стремятся наращивать внутренний потенциал сотрудников, при этом технические навыки постепенно уходят на второй план. В связи с этим, помимо обеспечения гибридного формата обучения, фокус L&D-специалистов сместился на расширение программ обучения с учетом актуальных для бизнеса и сотрудников тем. Так, сейчас приоритизируется развитие сотрудников в направлении критического мышления, трансформации бизнеса, управления изменениями, лидерства, разнообразия, равенства и инклюзивности.

Кроме того, в рамках автоматизации HR-процессов, которая начала активно развиваться еще задолго до пандемии, наблюдается возросшая необходимость в адаптации формата онлайн-обучения с учетом особенностей сотрудников разных поколений. Например, бэби-бумерам и поколению X легче обучаться за персональным компьютером в режиме реального времени, тогда как поколения Y и Z предпочитают использовать мобильные устройства и иметь доступ к обучающим программам в удобное для себя время. Таким образом, при формировании HR-стратегии L&D-специалистам теперь необходимо учитывать не только актуальность навыков и компетенций, но также и оптимальность каналов обучения, чтобы обеспечить эффективность процесса обучения и развития.

Под влиянием нынешних тенденций HR-функции претерпевают значительные изменения, а именно расширяются роли HR-специалистов и увеличивается спектр выполняемых ими задач, что в целом приводит к пересмотру подхода к управлению персоналом. В период стремительных преобразований важно поддерживать актуальность кадровой политики, принимая во внимание бизнес-ориентиры и тенденции как внутри, так и вне компании.

Айгерим Исмаилова, старший консультант группы консультирования по управлению персоналом компании EY

Диана Асабай, консультант группы консультирования по управлению персоналом компании EY

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.