Повлияет ли введение маркировки на стоимость обуви и сколько производители должны будут потратить на покупку оборудования для нанесения кодов Data Matrix? Об этом рассказали специалисты Центра развития цифровой экономики во время пресс-тура по предприятиям Алматы передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Сейчас в Информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров зарегистрировано 680 участников. Это импортеры и производители. Все они получили около 2 млн кодов маркировки. «Это неплохие цифры, если учитывать, что официальный объем импорта обуви в Казахстан в среднем составляет 36 млн пар в год», - отметил руководитель проектов центра Мухаммедхайдар Сеит, и пояснил, какой товар не нужно маркировать: это ортопедическая обувь и обувь, ввезенная в страну для личного пользования. Также не требуется наносить коды Data Matrix на составляющие детали обуви.
«Например, если человек купил за границей 3-4 пары обуви для себя и для членов своей семьи, то они не подлежат маркировке. Также такие изделия не будут облагаться какими-то платежами, налоговыми сборами или таможенными пошлинами. Но если мы увидим, например, что ввозится большое количество пар одной модели, то у таможенных органов, думаю, возникнут вопросы. То есть, если выяснится, что товар был импортирован для коммерческой деятельности, то лицо обяжут оформить таможенные декларации», - сообщил Мухаммедхайдар Сеит.
Ждать ли подорожания обуви?
В Центре развития цифровой экономики заверили, что эти опасения напрасны. «В некоторых СМИ мы видели заявления, что из-за маркировки цена на обувь вырастет на 20-30%. Но эти ожидания ничем не подкреплены. Если говорить о затратах производителей на маркировку - они незначительны. Код маркировки для одной пары обойдется в 2,68 тенге (без НДС). Этикетка: 0,5-1 тенге на одну пару. В целом расходы предпринимателей на маркировку составят 30-100 тенге за пару. По самым смелым расчетам, такие затраты могут колебаться от 50 до 150 тенге за пару. И не важно, будет производиться маркировка на заводе изготовителя или на таможенном складе», - отметил Мухаммедхайдар Сеит.
Он уточнил, что затраты производителей на маркировку в среднем составят 1% от стоимости пары. «В Казахстане обувь дорожает ежегодно в среднем на 5-6%. Это без учета маркировки, ведь на подорожание влияют инфляция, курс доллара. На этом фоне затраты на маркировку менее чем 1% от стоимости пары являются ничтожными», - считает эксперт.
Он пояснил, что производителям обуви для нанесения Data Matrix понадобится только принтер. Коды могут наноситься на коробку, изделие или на этикетку. «Конкретных требований к этикетке или материалу мы к бизнесу не предъявляем. Единственное, код маркировки должен быть размером минимум 2 см на 2 см. Многие компании используют для кодов этикетки на самоклеющейся основе. Практика показала, что это самый удобный способ. Для нанесения кодов на этикетку подойдет термотрансферный принтер. Его цена составляет от 20 тыс. до 80 тыс. тенге, она зависит от марки, модели принтера, мощности», - сообщил Мухаммедхайдар Сеит. Для небольшого предприятия подойдет принтер, который стоит от 30-40 тыс. тенге. Но даже такие небольшие затраты предпринимателей государство готово субсидировать.
В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития уточнили, что по законодательству, 50% расходов компаний на покупку техники будут возмещаться. «Объем возмещения не должен превышать 10 тыс. месячных расчетных показателей», - уточнил эксперт управления легкой промышленности Комитета индустриального развития МИИР Фаррух Изатуллаев.
Процесс маркировки
Для маркировки предприятие, производящее обувь, может нанять специалиста. Импортер же может произвести маркировку на таможенном складе.
«Какого-либо оператора-монополиста на этом рынке не будет. Услуги по маркировке может оказывать любой специалист, которого выберет компания или импортер», - уточнили в Центре развития цифровой экономики.
На встрече с журналистами директор таможенного склада Damu logistics Зоя Замащикова предположила, сколько специалистов по наклеиванию маркированных этикеток может потребоваться бизнесу. «Большинство импортеров обуви хотят наносить коды Data Matrix своими силами. Но некоторые уточняют, есть ли у нас на складе такая услуга. Действительно, мы оказываем эту услугу, но платно. Для крупной партии товаров понадобится 5-10 человек. Стоимость работы таких специалистов будет зависеть от количества пар, которые придется промаркировать», - отметила Зоя Замащикова.
Можно ли подделать код маркировки?
В Центре развития цифровой экономики пояснили, что подделать код Data Matrix невозможно. Ведь все операции по маркировке проводятся в Информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров. «Каждый производитель обуви в стране должен зарегистрировать в системе свой товар и получить коды маркировки. Код маркировки – это буквенно-цифровая последовательность, которая будет представлена всем в виде двухмерного кода: Data Matrix. Визуально он похож на QR-код, но по характеристикам помогает узнать об изделии больше информации, чем QR. Подделать код невозможно, так как при его формировании используются криптографические стандарты защиты», - пояснил руководитель проектов центра.
Мнение бизнеса
Обувная фабрика в Алматы ТОО «Казлегпром-Алматы» начала маркировать свои изделия с 1 ноября 2021 года.
«Одна этикетка для одной пары для нас обошлась в 1 тенге, у нас были и дополнительные расходы. В результате мы подняли цену на свой товар буквально на 10 тенге за пару. Чтобы наносить коды для маркировки на этикетку, мы наняли одного сотрудника. Для ориентира, плановая производственная мощность нашей фабрики 500 тыс. пар обуви в год, цеха загружены на 60%. Мы положительно оцениваем инициативу по введению маркировки, за счет нее мы, как местная фабрика, можем снизить уровень контрафактной обуви на рынке», - сообщила финансовый директор предприятия Дана Каражанова.
В чем плюсы маркировки?
По данным Комитета государственных доходов Алматы, в Казахстане доля теневого рынка составляет около 48,5% от объема продаваемой обуви. И, как отметили в КГД, преимущество цифровой маркировки в том, что она позволяет идентифицировать каждую пару обуви и проследить ее перемещение от производителя.
«Получается, что маркировка поможет вывести из тени недобросовестных производителей, импортеров обуви. По данным Бюро национальной статистики, доля импортной обуви в нашей стране составляет 96%, и только 4% приходится на местный рынок. То есть введение маркировки для казахстанских производителей - это шанс занять свою нишу на внутреннем рынке», - считает эксперт управления легкой промышленности Комитета индустриального развития Фаррух Изатуллаев.
Еще одно из преимуществ маркировки - покупатели обуви смогут самостоятельно проверить, легально ли была ввезена пара, которую они планируют приобрести, является ли она брендовой или нет. Для этого достаточно скачать на смартфон мобильное приложение Naqty Onim и отсканировать код маркировки. Так покупатель может узнать, из какой страны был ввезен товар, кто является производителем, из какого материала изготовлена обувь и в какой стране она была произведена. То есть, если в магазине или на базаре вам предлагают приобрести кожаную обувь, вы можете проверить, действительно ли она кожаная. В приложении Naqty Onim можно будет узнать, из какого материла сделан товар и подать жалобу на производителя. Таким образом, считают госорганы, введение маркировки положительно повлияет на всех участников рынка: производителей, добросовестных импортеров и потребителей.
Напомним, с 1 ноября 2021 года запрещено производить и ввозить в Казахстан обувь без маркировки. До 1 апреля 2022 года разрешено продавать немаркированную обувь, произведенную и импортированную до 1 ноября 2021 года. С 1 апреля 2022 года будет запрещена реализация и оборот обуви без маркировки. До 1 ноября 2022 года нереализованная обувь без кодов Data Matrix подлежит маркировке в качестве остатков по упрощенной процедуре.