ВВП оставил проблемы Медведеву
Медведев вступил в должность президента России, получив в наследство от Путина кризис на южном рубеже РФ. Кризис, который Владимир Владимирович последовательно обострил за две последние недели своего срока, доведя до точки кипения как раз ко дню инаугурации преемника. Для возобновления войны в Абхазии сделано все, и останавливает ее пока только сдерживающее влияние Запада на Москву и Тбилиси. Официально Россия увеличила свой «миротворческий» контингент до 3 тысяч человек, а по неофициальным данным – нашпиговала зону конфликта войсками и тяжелой техникой, в том числе артиллерией и средствами ПВО.
Источники российских СМИ в военных и правительственных структурах прямо заявляют, что под видом «голубых касок» в Абхазию введены десантные подразделения, задача которых – «не подменять миротворцев, а обеспечивать им нормальные условия для беспрепятственного выполнения миротворческих задач». То есть введены регулярные боевые части, перед которыми поставлены задачи, выходящие за рамки миротворческих функций. Параллельно из Москвы (с подпеванием в Сухуми и Цхинвали) продолжают на самом высоком уровне делать заявления о том, что Грузия готовится силой вернуть сепаратистские регионы и вот-вот начнет вторжение в них, не предъявляя никаких фактов в подтверждение этого тезиса. Но Россия, конечно же, защитит своих граждан, проживающих в Абхазии и Южной Осетии. Для умеющих читать между строк понятно, что тем самым Кремль заявляет о готовности ударить по Грузии. Естественно, в «упреждающем» порядке. Хотя, как вариант, не исключена и «самооборона» российских «миротворцев» или сепаратистов (кто уж там разберет принадлежность участвующих в боях подразделений). Для этого достаточно обнаружить несколько трупов и заявить о нападении грузин. Или просто заявить. Долго ли, умеючи?
В Грузии самым вероятным сценарием считают подготовку и штурм Верхней Абхазии. Это – верхняя часть ущелья Кодори и ущелье Чхалта с прилегающей территорией, около четверти всей Абхазии. В 1993 году местное ополчение смогло отбить атаки и сохранить Кодорское ущелье за Грузией. Запертый в горах котлован считается стратегическим плацдармом, от которого лишь несколько десятков километров до Сухуми. К тому же там размещены легитимные власти Абхазской автономной республики, представляющие изгнанное большинство населения региона. Их пребывание на территории Абхазии является важным политическим фактором и вызывает сильнейшее раздражение сепаратистов и России.
С инаугурацией Медведева у некоторых наблюдателей появился осторожный оптимизм. По их мнению, пик напряженности пройден – старый президент России пытался использовать последние дни своего пребывания у власти, чтобы закрепить проводимую политику и уйти в ореоле победителя, окончательно «застолбившего» Абхазию за Россией. А новый не захочет в первые же дни своего срока брать ответственность за мощнейший кризис между Россией и Западом со времен «холодной войны». К тому же, в Москве предстоят новые назначения, перераспределение постов и сфер влияния, а также другие важные для российской элиты события – то есть будет не до Грузии. Скептики с этой логикой не согласны и напоминают начало президентства Владимира Путина – как он пришел к власти и консолидировал ее на волне бойни в Чечне. Почему же Дмитрий Медведев не захочет «мочить в сортире» ради поднятия своего авторитета? Захват Верхней Абхазии вполне может стать той самой «маленькой победоносной» - у России достаточно людских ресурсов, не говоря о технике и господстве в небе, чтобы рассчитывать на быстрый захват Кодори. Но гарантий тут нет никаких. Если окажется, что грузины довольно хорошо подготовились к приему гостей, то штурм этой горной крепости может затянуться и обеспечить стабильные поставки «груза-200» в Россию. А там и союзники Грузии вмешаются – хорошо, если только политическими и экономическими методами…
В сухом остатке на сегодняшний день – усиленный российский контингент в Абхазии и беспрецедентное привлечение международного внимания к грузино-российской проблематике. Международные организации и государства Европы по очереди призывают Москву и Тбилиси воздерживаться от эскалации обстановки. При этом Россию призывают пересмотреть последние решения Путина и поддержать принцип суверенитета и территориальной целостности Грузии. Традиционно более жесткую позицию демонстрируют США, политика которых будет определяющей в разрешении этого кризиса. «Российское правительство предприняло то, что мы назвали бы провокационными действиями, которые усилили напряженность с Грузией из-за сепаратистских регионов – Абхазии и Южной Осетии», - озвучила во вторник вечером позицию американской администрации пресс-секретарь Белого дома Дана Перино. Эти действия «включают односторонний выход российского правительства из экономических и военных санкций СНГ (против абхазских сепаратистов), президентские распоряжения от 16 апреля о расширении взаимоотношений России с сепаратистскими регионами Грузии, а также то, что российский самолет сбил невооруженный грузинский беспилотный летательный аппарат в грузинском воздушном пространстве, и одностороннее решение России о направлении большого числа российских сил и техники в рамках миротворческой миссии в Абхазии».
Вашингтон требует от Москвы «отменить односторонние меры в Абхазии и Южной Осетии и прекратить дальнейшие провокации», а также «активно поддержать прямые встречи между абхазскими властями и правительством Грузии в рамках усилий по снижению напряженности и продвижению мирного урегулирования конфликта на постоянной основе, что обеспечит народу Абхазии путь к более безопасному и процветающему будущему в рамках единой и демократической Грузии». При этом подчеркивается, что действия Кремля «пошли вразрез со статусом России в качестве гаранта процесса ООН по Абхазии». Последнее – главный внешнеполитический дивиденд, полученный Грузией. Статус России как посредника и миротворца в абхазском конфликте уже несколько раз был поставлен под вопрос в официальных заявлениях, в том числе со стороны Европы и НАТО. Мировые СМИ активно обсуждают грузино-российский конфликт – то есть Россия теряет последние остатки имиджа медиатора и позиционируется как сторона конфликта. Внимание к этому вопросу столь велико, что о вариантах развития событий рассуждает даже пресса Тайваня.
И все-таки, Кремль выбрал удачное время, чтобы поиграть мускулами и попытаться показать «кузькину мать» Грузии и поддерживающим ее странам. Уверенность России придают высокие цены на нефть и зависимость Европы от российских энергопоставок, а также предвыборная ситуация в США, до истечения которой действующий президент Джордж Буш стеснен в вариантах действий и, согласно американской политической терминологии, остается «хромой уткой». Если Грузии не удастся избегнуть военной конфронтации в ближайший период, то будет решаться не только ее судьба, но и новый мировой передел, который обозначила независимость Косово. Ну а если войны не произойдет, то впереди – предполагаемая встреча президентов России и Грузии на неформальном саммите СНГ в Санкт-Петербурге. Возможно, с Дмитрием Медведевым Михаила Саакашвили ждет больший успех, чем с Владимиром Путиным.