Камень преткновения сетей третьего поколения
АВТОР

21.02.2008 • 04:00 809

Камень преткновения сетей третьего поколения

Вопрос их внедрения в Казахстане находится на рассмотрении

О сотовом рынке Казахстана «Капитал.kz» писал неоднократно. Принимая во внимание тот факт, что сегодня он находится на грани полного насыщения, все больший интерес виден в перспективе внедрения сетей третьего поколения (3G). Благодаря им, абонент не просто получает быстрый доступ к интернету, но и может одновременно разговаривать и видеть своего собеседника с помощью видеотелефона, вести бизнес, обучаться, развлекаться и многое другое. 

Вопросы перспектив сотовой связи в 2008 году и, в частности, плюсов и минусов внедрения 3G в Казахстане на днях обсуждались на форуме «Тенденции развития сотовой связи в 2008 году». По словам заместителя председателя Агентства РК по информатизации и связи Аскара Бешигаева, сейчас в ближайших планах есть освоение новых частот GSM 1800, конкурс на которые агентство намерено объявить уже в марте-апреле этого года. Что касается внедрения 3G, то, по мнению г-на Бешигаева, преимуществ у него масса, поэтому отношение к такой перспективе может быть только положительное. 

Между тем Нурлан Саргаскаев, директор по развитию бизнеса компании GSM Казахстан, не берется прогнозировать появление 3G в РК, потому как правительство в лице Агентства по информатизации и связи не обозначает конкретных сроков и не предоставляет возможности операторам развернуть республиканскую сеть или хотя бы пилотный проект. 

Отметим, что вопрос внедрения сетей третьего поколения обсуждается уже с 2004 года. В прошлом году даже принималось решение о проведении пилотного проекта, которое так и не воплотилось в жизнь. «Наша компания давно готова к внедрению 3G и технически, и финансово, и в плане кадров. Однако дело практически не сдвинулось с мертвой точки, единственная слабая перспектива – обещание регулирующих органов о проведении тендера на частоты связей 3G в этом году. Тем не менее, неконкретные сроки и неопределенная формулировка дают хорошую возможность для дальнейших корректировок», - подчеркивает г-н Саргаскаев.

Основное обоснование того, что сети третьего поколения все еще не действуют в Казахстане, кроется в занятости необходимых частот. По словам Нурлана Саргаскаева, в стране 90-95% частот закреплено за военными органами. Кроме того, необходимые частоты заняты и кабельным телевидением. «Однако постепенное их освобождение уже проводится», - уверяет Аскар Бешигаев. 

Более критичное мнение относительно применения 3G в Казахстане у Светланы Черненко, представителя в Казахстане консалтингового, аналитического агентства «IKS – consulting». Основным камнем преткновения развития сетей третьего поколения, по ее словам, является низкое освоение Internet в целом. Сегодня абоненты пользуются только самыми простыми услугами – SMS, MMS. Данные структуры рынка дополнительных услуг говорят о том, что пользователи пока не готовы активно применять все преимущества, которые дает 3G. 

Согласно приведенным цифрам, рынок VAS (дополнительных услуг) в Казахстане выглядит следующим образом: SMS, MMS – 67%, интернет и передача данных – 9% (в то время как, например, в России этот показатель равен 20%), базовые сервисы – 6%, мобильный контент – 18%. 

На данный момент мобильный контент в Казахстане развивается, однако говорить о его острой востребованности у абонентов не приходится. По словам управляющего директора российского мобильного контент-провайдера «i-Free Kazakhstan» в РК Ивана Соловьева, для его развития существует ряд проблем. Это и слабая инфраструктура регионов, и низкая заинтересованность некоторых операторов в продвижении дополнительных услуг, и недостаточная информированность. Тем не менее, компания не просто продвигает российский продукт, но и производит казахстанские контент-услуги, причем не только развлекательного характера.  

Кто рискнет?

Теоретически любой сотовый оператор Казахстана может стать поставщиком услуг 3G, считает г-жа Черненко. Тем более что практический опыт у того же ТОО «Кар-Тел» уже имеется. Дмитрий Кромский, генеральный директор «Кар-Тел» подтвердил, что развернуть такую сеть в Казахстане в течение 6 месяцев вполне реально. Сегодня компания уже предоставляет услуги 3G в Таджикистане, России, Узбекистане и Украине.  

GSM Казахстан готова установить 3G в еще более сжатые сроки – 3 - 4 месяца. 

Кроме того, уже сейчас в республике в продаже имеются телефоны, способные поддерживать 3G. Евгений Владимиров, глава представительства Nokia в Казахстане, говорит о том, что Nokia уже не первый год поставляет в РК мобильные устройства, поддерживающие формат 3G. «Разумеется, мы заинтересованы в том, чтобы связь третьего поколения была доступна казахстанцам, так как ее введение расширит возможности отечественных пользователей мобильных устройств по получению и передаче информации как в сфере делового коннектинга, так и в части мобильных развлечений», - считает г-н Владимиров.

Практического применения, по мнению Светланы Черненко, осталось ждать недолго. «Пока операторы получают достаточно высокие доходы от базовых голосовых сервисов, и им не имеет смысла распылять свои усилия на какие-то дополнительные услуги. Это не вина операторов, я считаю это весьма логичным и объективным процессом. Рынок, как механизм саморегулирующийся, сам создаст необходимые условия для того, чтобы такие услуги появились и у нас», - считает аналитик. 

В то же время Нурлан Саргаскаев более категоричен. «Сегодня необходимо всеми способами расширять доступ к интернету, в том числе широкополосному. Сотовые операторы могут обеспечить такой доступ в течение нескольких месяцев, в то время как если ставка будет сделана на «Казахтелеком», на это потребуются годы. Не использовать тот потенциал, ресурс, которым сегодня обладают сотовые операторы Казахстана, я считаю просто недальновидной политикой», - говорит г-н Саргаскаев. По словам специалиста, если кто и потеряет от этого, то только сами операторы. Компании готовы вкладывать необходимые суммы, и все проблемы, связанные с процессом внедрения 3G, ложатся на их плечи. Он также полагает, что с точки зрения экономической целесообразности, регулирующим органам было бы выгоднее не проводить тендер, а обязать операторов при выдаче лицензий обеспечить покрытие определенных территорий к назначенному сроку, по истечении ставить новые планки и т. д.  

Новая услуга – новые возможности

Расширение услуг сотовых операторов открывает и новые возможности получения дополнительной прибыли. Сегодня реклама в мобильном телефоне - явление в мире довольно распространенное. Хотя специалисты по-разному оценивают перспективность этой тенденции. По словам г-на Кромского, данный сервис находится на стадии развития. «Несомненно, что это выгодно для операторов, но реакция рынка скорее пассивная». Г-жа Черненко, в свою очередь, добавляет, что здесь главное соблюсти очень тонкий момент корректного доступа к абоненту. «Основные правила предоставления таких услуг – корректное предложение и получение согласия абонента. Очень важно избежать того спама, который мы имеем на wap пространстве. Прерогатива и обязанность сотовых операторов - преподнести услугу так, чтобы она не вызвала у потребителя раздражение», - подчеркивает она. В Казахстане примеров пока не наблюдалось, однако аналитик уверена, что такая услуга ожидает нас в ближайшем будущем. 

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

связь интернет сети третьего поколения

21.02.2008 • 04:00 809

Поделиться
Камень преткновения сетей третьего поколения
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus