На прошлой неделе на телекоммуникационном рынке Казахстана произошло важное событие. Мобильные операторы «Кселл» и «Кар-Тел» (Билайн) объявили о расторжении договора о совместном использовании сети 4G/LTE. Это соглашение было подписано в августе 2016 года и позволило операторам объединить усилия для быстрого развертывания сетей четвертого поколения в Казахстане. Главный исполнительный директор АО «Кселл» Каспарс Кукелис рассказал, как отразится это решение на абонентах компании и на планах по развитию сети 4G/LTE.
- Каспарс, что стало причиной прекращения сотрудничества с ТОО «Кар-Тел» в рамках соглашения по совместному использованию сети?
- Право выхода «Кар-Тел» из соглашения было предусмотрено договором, заключенным еще в 2016 году, когда «Кселл» входил в группу Telia. В случае смены контроля в АО «Кселл» - а именно после приобретения АО «Казахтелеком» 75% акций нашей компании - «Кар-Тел» мог выйти из этого соглашения по собственной инициативе. О чем наш партнер нас уведомил в письменном виде. «Кселл», со своей стороны, должен выполнять то, что предусмотрено как часть сделки условиями соглашения о совместном развитии сети.
- Как это решение отразится на планах «Кселл» по развитию сети 4G/LTE?
- Кардинально прекращение данного соглашения никак не отразится на наших планах по развитию сети 4G/LTE. Мы пойдем по другому сценарию технического развития, который был предусмотрен в операционном плане и рассматривался, как достаточно позитивный.
- Повлияет ли выход из договора о совместном развитии сети на качество услуг мобильного интернета вашей компании?
- Этот процесс не окажет существенного влияния на качество мобильного интернета для абонентов «Кселл». Само разделение сети будет идти 2-3 года. Конечно, существует вероятность, что на очень незначительное время изменения в качестве доступа можно будет ощутить. Безусловно, мы будем стараться проводить все масштабные переключения в ночное время, чтобы это было максимально комфортно для наших абонентов. В Казахстане объединения сетей уже происходили, например, между Tele2 и Altel. Там тоже были определенные технические моменты, но к тотальному коллапсу сети это не привело. Потому что это полностью управляемый процесс. Собственно, мобильный оператор в определенном смысле – такая же инфраструктурная компания, как электросети или системы городского водоснабжения. Когда им необходимо сделать какие-то существенные изменения в своей инфраструктуре, все относятся к этому с пониманием, не смотря на временные бытовые неудобства.
- В конечном итоге абоненты «Кселл» получат более качественную сеть?
- В повседневной жизни мы просто не замечаем, какими огромными темпами развивается телекоммуникационная сеть. Но давайте вспомним, что собой представляла передача данных еще каких-то 10 лет назад. Тогда загрузку простого письма на электронной почте приходилось ждать несколько минут. Сейчас нас выводит из равновесия, если гигабайтные видео со стриминговых ресурсов не открываются за пару секунд. Эти файлы отличаются по своим объемам от электронных писем в тысячи раз. Поэтому сеть будет становиться лучше с каждым годом при любом сценарии развития, вне зависимости от выхода из соглашения с «Кар-Тел». Другой вопрос, что темпы роста наших ожиданий от скорости интернета не ограничены ничем. И они, в отличие от сетевой инфраструктуры, не требуют миллиардных капиталовложений. Поэтому ожидания клиентов всегда будут обгонять рост качества сетей по объему и по скорости передачи данных, который происходит постоянно, в том числе и у «Кселл».
Хочу подчеркнуть, что сети телекоммуникационной связи – это тот элемент казахстанской инфраструктуры, который в максимальной степени соответствует лучшим международным стандартам. Если мы сравним, например, инфраструктуру казахстанских дорог с требованиями международных стандартов, то разница будет очень существенной. Наши сети телекоммуникаций по сравнению с отраслевыми бенчмарками находятся очень близко к лучшим мировым образцам и даже опережают многие развитые страны. А по ценовой доступности наши условия просто исключительные: Казахстан занимает 3 место в мире по стоимости 1 мегабайта после Индии и Кыргызстана. При этом, стоимость капитала в нашей стране существенно дороже медианы, если смотреть в глобальном масштабе. Поэтому с точки зрения массовой доступности мобильного интернета и эффекта на социально-экономическое развитие страны казахстанские мобильные операторы феноменально эффективны.
- Входит ли в планы компании объединение сетей с Tele2/Altel и с «Казахтелекомом»?
- Как публичная компания, листингованная на KASE и LSE, мы не можем раскрывать наши планы. Могу сказать, что активная работа ведется и рассматриваются разные сценарии, потому что нам есть из чего выбирать. Мы находимся в очень мощной телекоммуникационной группе, обладающей фантастическими ресурсами: частотными, инфраструктурными, трансмиссионными, покрытием и очень опытными и профессиональными кадрами. Всем, что нам необходимо для предоставления качественной связи и мобильного интернета. Сейчас мы в процессе определения оптимального сценария и выбора наиболее подходящего момента для его запуска.
- Выход из договора накладывает на «Кселл» обязательство по выплате 14,5 млрд тенге. Как вы планируете это осуществить?
- Как крупнейший мобильный оператор, «Кселл» обладает доступом к источникам фондирования в достаточном объеме для покрытия этих расходов. Поэтому на текущую операционную деятельность данный процесс не оказывает никакого влияния.