Перспективы атомной отрасли РК
К 2030 году глобальная зависимость от атомной энергии удвоится. Об этом сообщил на сессии Генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) глава агентства Мухаммед аль-Барадеи, обращая внимание на стремительное развитие ядерной энергетики в мире.
С ним соглашается министр иностранных дел РК Марат Тажин. На 63-й сессии Генеральной ассамблеи ООН он констатировал, что роль ядерного фактора, как элемента глобальной политики, не только не снижается, а неуклонно возрастает. Мир стоит на пороге нового витка гонки вооружений, выходящей на следующий технологический уровень. «Как известно, история может повториться, если не извлечь из нее должных уроков. Поэтому ядерное разоружение и укрепление режимов нераспространения должны стать для всех безусловным приоритетом», - заявил Марат Тажин. Г-н Барадеи в своем выступлении также призвал государства укреплять меры по повышению уровня ядерной безопасности, чтобы предотвратить попадание опасных материалов и технологий на черные рынки и не допустить ядерного терроризма.
На сегодняшний день во всем мире работает около 440 атомных электростанций, и к 2030 году их количество, по некоторым данным, увеличится на 60%. Существующие АЭС размещаются в 30 странах мира. В США находятся 103 АЭС, во Франции – 59, в Японии – 55 и в России – 31. На планете строятся еще 30 новых реакторов. Большая часть из них находится в развивающихся странах.
На долю атомных станций в настоящее время приходится 16% всей вырабатываемой в мире электроэнергии. По отдельным странам эти показатели сильно отличаются: во Франции на долю ядерных электростанций приходится 78% всей потребляемой в стране электроэнергии, а в Китае – всего 2%.
В последнее время в связи с резким ростом энергетической зависимости государства Азии занимаются поиском новых источников энергии, в том числе путем строительства АЭС. МАГАТЭ, по словам Мухаммеда аль-Барадеи, готово оказать содействие этим государствам с тем, чтобы их ядерные установки эксплуатировались безопасно, а ядерные материалы надежно охранялись. «Ядерная энергия, безусловно, является привлекательной как для развитых, так и развивающихся стран. Развивающиеся страны нуждаются в доступе к электричеству с тем, чтобы помочь своим народам вырваться из нищеты», - отметил глава МАГАТЭ.
Кроме того, он подчеркнул, что каждое государство имеет право на мирное использование атомной энергии и сообщил, что за последние два года около 50 государств-членов выразили заинтересованность в развитии ядерной энергетики и попросили агентство оказать им в этом поддержку. Они обосновывают это свое стремление колебаниями цен на нефть и другие ископаемые виды топлива, а также нестабильностью энергетических поставок.
Стоит сказать, что Казахстан добровольно отказался от четвертого по мощи ядерного потенциала. Однако, как отмечено в отраслевом обзоре Евразийского банка развития «Атомно-энергетические комплексы Казахстана и России. Перспективы развития и сотрудничества», необходимость развития атомной отрасли в Казахстане есть и обусловлена следующими факторами.
Во-первых, ресурс основных генерирующих мощностей страны быстро растет. К 2012-2014 годам физически износ генерирующих мощностей достигнет 80-90% по сравнению с 60-70% в настоящее время. Во-вторых, отсутствие диверсификации структуры генерирующих мощностей. Как отмечено в обзоре, «более 80% всей электроэнергии производится на ТЭЦ, поэтому строительство крупных генерирующих мощностей на юге и западе Казахстана целесообразно с точки зрения устойчивости энергосистемы». В-третьих, региональная рассредоточенность производства и потребления электроэнергии. «Основные генерирующие мощности на сегодняшний день находятся в Павлодарской области на севере страны, в то время как ключевой центр потребления традиционно расположен на юге, - поясняют составители обзора. – Темп роста электропотребления в южных районах составляет 12-13% в год при 6-7% в среднем по стране. Для предотвращения роста дефицита электроэнергии на юге необходимо иметь станцию-стабилизатор. Именно такой может стать Балхашская АЭС».
В-четвертых, растущее опережающими темпами энергопотребление на западе страны. И, в-пятых, перспективы дальнейшего продвижения экспорта электроэнергии в Россию возрастут в результате сооружения крупных мощностей на юге и западе РК.
Немаловажно и то, что казахстанский уран становится предметом пристального интереса и ожесточенной конкуренции крупных мировых потребителей, в том числе Франции, Канады, США, Японии, Китая, Южной Кореи и России.
Однако развитие данной отрасли потребует немалых капиталовложений. В частности, как полагают составители обзора, масштабное финансирование может поступить из таких источников финансирования, как международные и национальные банки развития. Целесообразность кредитования ими основывается на сильном эффекте развития электроэнергетики, а также значительном инновационном, диверсификационном и интеграционном потенциале атомно-энергетического комплекса.
Так, финансирование в рамках Федеральной целевой программы развития атомной энергетики в РФ должно достигнуть $55 млрд. При этом средства федерального бюджета составят 47% этой суммы ($26 млрд.). Ожидается, что нужда в бюджетных средствах отпадет к 2015 году, и отрасль пойдет на самофинансирование. В Казахстане на разработку месторождения «Заречное» российско-казахстанскому СП с одноименным названием (образовано «Казатомпромом» и «Технабэкспортом») ЕАБР выдал кредит на сумму $60 млн. Какова же будет стоимость проекта по строительству Балхашской АЭС, не известно. Однако вероятным вариантом развития событий является выбор Казахстаном двух технологий: российско-казахстанских 300-магаваттных реакторов и, в долгосрочной перспективе, 1000-мегаваттных реакторов «Вестинхауза».
Снижение на фоне кризиса
Между тем стоимость урана на спотовом рынке продолжает снижаться на фоне мирового финансового кризиса, однако аналитики предполагают, что «дно» уже достигнуто. Как сообщает агентство «Интерфакс» с ссылкой на данные консалтинговой компании TradeTech, концентрат закиси-окиси урана (промежуточный продукт переработки природного урана в ядерное топливо) в конце минувшей недели подешевел на спотовом рынке еще на $1 c 30 сентября - до $51 за фунт на 3 октября. Котировки агентства Ux Consulting также снизились - на 4%, до $49 за фунт (на 6 октября).
Объем сделок на спотовом рынке за последнюю неделю составил в целом менее 500 тыс. фунтов, говорится в сообщении TradeTech. Продавцы продолжают искать покупателей и по-прежнему готовы предоставить им скидку, тогда как потенциальные приобретатели крайне осторожны в выражении своего интереса и стремятся избежать излишнего давления на цены, считают аналитики компании. В то же время текущий ценовой уровень вызывает интерес у производителей электроэнергии, и есть ощущение, что «дно» рынка уже достигнуто, отмечает TradeTech.
В настоящее время спотовые цены на уран находятся на уровне августа 2006 года, а пик стоимости закиси-окиси урана на рынке пришелся на июнь- июль 2007 года ($136-138 за фунт).
Стоимость урана в рамках долгосрочных контрактов снижается не так стремительно: в июле и августе текущего года она оставалась на уровне $80 за фунт, а в сентябре упала до $75. На пике - $95 за фунт - средние цены долгосрочных контрактов продержались с мая 2007 года по март 2008 года.
Уран не продается на открытом рынке, как другие сырьевые товары. Покупатели и продавцы заключают в основном долгосрочные двусторонние контракты, а ценовые котировки независимого рынка, где продается только незначительная часть, публикуют агентства Ux Consulting и TradeTech.