Казахстан окончательно лишился спутника в $65 млн.
В конце ноября Казахстан окончательно потерял спутник KazSat. На высоте 36 000 км над уровнем моря будет висеть обломок космического мусора, который еще недавно был предметом гордости части казахстанского истеблишмента.
В 2006 году, буквально в день запуска спутника, этот проект подвергся критике со стороны одного из прежних министров. Официальные лица посчитали субъективное мнение политическим заказом, поскольку ироничная цитата о создании страной рукотворного памятника в небе, который полтора десятка лет будет демонстрировать, что мы сделали в области собственной космической программы, стала по-своему пророческой. Теперь же эту мысль можно выразить так: «Он будет висеть в небе много-много лет и показывать, что же мы наделали».
Фрагменты жизни
19 июня 2006 года KazSat был запущен в торжественной обстановке. За запуском наблюдали Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин. Через 5 месяцев, 21 декабря, президент АО «Казахтелеком» Аскар Жумагалиев с радостью сообщил на пресс-конференции, что KazSat уже загружен на 39%. «Наши операторы сегодня достаточно неплохо переходят на казахстанский спутник. Уверен, что где-то в первой половине следующего года его загрузка превысит 50%», - сказал он.
Другого официального мнения быть не могло по двум причинам. Во-первых, не запустить спутник означало погубить идею о космической державе. Во-вторых, именно г-н Жумагалиев возглавлял Агентство РК по информатизации и связи (АИС), когда оно активно вносило свою лепту в разработку технического задания для изготовителей спутника. Будучи главой АИС, он критиковал сомнения о перспективах первого казахстанского спутника, но затруднился точно назвать полосу частот для нового оператора сотовой связи, ответив неопределенное «900 с копейками».
14 марта 2007 года наземный комплекс управления KazSat в Акколе посетил премьер-министр Карим Масимов. На тот момент загруженность спутника составляла около 40% от его полной емкости (в сравнении с декабрьскими 39%), и при помощи отечественного спутника в стране работали семь крупных операторов связи Казахстана, среди которых «Астел», «Кателко», «Нурсат», «Today telecom» и другие. К концу прошлого года планировалось довести уровень загрузки космического аппарата до 70%.
Фрагменты смерти
Первый случай сбоя в работе спутника произошел 9 января этого года. Тогда в результате неполадок в программе системы управления KazSat отключился бортовой ретрансляционный комплекс (БРТК) космического аппарата, в результате чего прервалось и предоставление услуг вещания. Поскольку в системе связи Казахстана резервного спутника не было, национальная сеть телевещания была временно переведена на мощности американского спутника Intelsat-904. В тот раз работоспособность спутника была полностью восстановлена за один день.
Второй раз KazSat отказал 5 месяцев спустя – 8 июня. Теперь он отказал уже серьезно. Никакие усилия специалистов не смогли его реанимировать. Спутник просто перестал выполнять команды. Наиболее вероятной причиной нештатной ситуации разработчики посчитали отказ бортовой цифровой вычислительной системы (БЦВС). Спутник увели в тень, разрядили его аккумуляторы и вновь вернули на солнечную сторону.
В середине сентября специалисты центра имени Хруничева, где был изготовлен спутник, смогли перезагрузить БЦВС, затем, после тестирования всех систем космического аппарата, KazSat был возвращен в штатную точку стояния на орбите. К концу октября специалистам Казахстана и России удалось восстановить его работоспособность. Со спутником была налажена связь, его вернули в точку стояния, запускали транспондеры, однако к штатной эксплуатации он готов не был. Восстановить его работоспособность не удалось.
28 ноября компетентный источник в космической отрасли республики сообщил Интерфаксу-Казахстан, что первый казахстанский спутник связи KazSat вновь не отвечает на команды с Земли и фактически потерян. «26 ноября спутник вновь ушел в неориентированный полет, он не выполняет команды с Земли. Уже три дня специалисты пытаются возобновить управление, но ничего не выходит», – сказал источник.
Фрагменты поиска виновных
Председатель Национального космического агентства (НКА) Казахстана Талгат Мусабаев одной из причин сбоя назвал непрофессионализм заказчиков аппарата. «KazSat – это детище того периода и тех людей, которые ничего не понимали в космическом деле, – заявил он. – Один проект аппарата находился в АИС, другой — в министерстве образования, третий — вообще непонятно где, четвертый – в Национальном инновационном фонде (НИФ). И как мог НИФ, не имеющий никакого отношения к космонавтике, прорабатывать создание спутника? Все, что натворили раньше, свалилось сегодня на НКА тяжелым грузом. И никто не несет ответственности!».
Действительно, 20 сентября 2006 года Межведомственная комиссия РК подписала решение о приемке спутника, одобрив «положительные результаты летно-конструкторских и зачетных испытаний». Более 20-ти подписей под этим документом свидетельствуют о подробной и всесторонней изученности вопроса. Впрочем, некоторое сомнение в отношении к профессиональной оценке качества и перспектив спутника часть из подписей все же вызывает – от Управления двухстороннего сотрудничества с Российской Федерацией, департамента по делам СНГ, Министерства иностранных дел РК, например, или Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК.
Многие хотели быть причастными к этому «эпохальному» событию два года назад, сейчас в «час пик» таковых поубавится.
Справедливости ради стоит отметить, что право итогового решения два года назад принадлежало АИС и в вопросе выбора спутника и его технического соответствия, что выглядело логичным с точки зрения функционального назначения спутника.
Казахстан потерял первый проект в космической области. KazSat обошелся правительству в $65 млн., а окупиться он должен был, по самым оптимистичным прогнозам, в следующем году, а по более трезвым расчетам – лишь через 6-7 лет. Хотя, вероятно, спутник был застрахован.