Кыргызстан отказывается от авиабазы в пользу России
«Манас» все же закроют. США придется перенести нагрузку на транзит через Пакистан. Возможны и варианты по переносу базы в Казахстан или Узбекистан, полагают эксперты. Согласно договоренностям между НАТО и Казахстаном, военно-транспортным самолетам альянса, поддерживающим операцию в Афганистане, разрешен пролет над территорией Казахстана по выделенным маршрутам. В Узбекистане продолжает существовать база НАТО в Термезе, где остается контингент ФРГ. Переговоры в Кремле президентов России и Кыргызстана Дмитрия Медведева и Курманбека Бакиева закончились самым желанным для Москвы финалом.
Бакиев объявил по итогам о скором закрытии базы американских ВВС близ Бишкека. «На днях Правительство Кыргызстана приняло решение об окончании срока пребывания американской базы на территории республики, и в ближайшее время это решение будет объявлено», – сказал Бакиев. Он объяснил это тем, что Америка не удовлетворила кыргызские финансовые условия пребывания базы, а также негативным резонансом функционирования базы в обществе.
Медведев намекнул, что готов, несмотря на изгнание американцев, продолжить сотрудничество в афганском направлении: «Наши государства будут помогать и тем операциям в регионе, которые ведутся против терроризма, и готовы к согласованным действиям с государствами коалиции».
База им. Питера Ганси была открыта на территории аэропорта «Манас» под Бишкеком в 2001 году. Ее работа осуществлялась по мандату ООН в рамках проводимой коалиционными силами антитеррористической операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане. Спустя два года, в 2003 году, Россия также открыла свою авиабазу в Кыргызстане – в Канте. После закрытия в 2005 году похожей базы американцев в Узбекистане «Манас» является ключевым элементом для ведения военной операции в Афганистане. Там служат до 1,5 тыс. военнослужащих, в первую очередь американцев, и базируются военно-транспортные и топливозаправочные самолеты.
Вопрос о продлении американского военного присутствия в Кыргызстане ставился не раз, чему поспособствовало узбекское решение отказаться от сотрудничества с Вашингтоном. В 2006 году военнослужащий американской авиабазы застрелил в аэропорту кыргызского водителя топливозаправщика, после чего парламент и президент Кыргызстана потребовали пересмотра условий пребывания на базе американских военных. Кроме того, Бишкек неоднократно выторговывал увеличение оплаты аренды авиабазы.
Цена отказа Кыргызстана от американских партнеров для России была высокой.
Как писал «Капитал.kz», общая сумма кредита Бишкеку составит $2 млрд. Кредит состоит из $1,7 млрд. инвестиций на строительство Камбаратинской ГЭС и покупку оборудования (о ГЭС было подписано отдельное соглашение), а также из $300 млн. в качестве кредита на поддержание финансовой системы (ставка – 0,75% годовых, срок – 40 лет).
Кыргызстану также удалось добиться от России согласия на списание своего долга перед ней. В обмен на предприятие военно-промышленного комплекса, известное в республике как «Дастан». Завод, расположенный в Бишкеке, считается уникальным. Он выпускает торпеды «Шквал» - образчик наиболее эффективного оружия из арсенала военно-морского флота Российской Федерации.
Интерес России к предприятию объясняется тем, что оружие, выпускаемое на «Дастане», не имеет аналогов в мире. На Западе эта торпеда называется не иначе, как подводная ракета. «Шквал» развивает в воде скорость до 200 узлов в час. Дальность поражения достигает 11 километров. Данная торпеда создавалась как носитель ядерной боеголовки мощностью 150 килотонн.
В обмен на контрольный пакет акций этого предприятия Кремль готов списать внешний долг Кыргызстана в объеме $180 млн. Кроме того, стороны договорились о передаче России здания в центре Бишкека. Там будет организован русский культурный центр. Он, как предполагается, послужит укреплению гуманитарных и культурных связей между странами.
Россия, вместе с тем, готовится предоставить Кыргызстану $150 млн. в виде гранта. Еще $300 млн. она направит на Тянь-Шань в качестве льготного кредита под 0,75% годовых сроком на 40 лет. Деньги, как ожидается, будут направлены на проекты в области энергетики. Кремль, кроме того, предполагают инвестировать еще $1,7 млрд. в создание новых энергетических объектов на реке Нарын. Но стороны пока обсуждают детали. Кыргызстан настаивает на предоставлении средств не под правительственные гарантии, а на основе равного долевого участия сторон в реализации энергопроектов.
Необычайная доброта России объясняется местными и зарубежными экспертами тем, что Кремль стремится отыграть позиции у США. Переговоры между Бишкеком и Москвой проходят на фоне усиливающегося внимания к центральноазиатскому региону со стороны новой администрации США. Белым Дом, напомним, намерен увеличить военный контингент в Афганистане. В связи с этим американская база «Манас» под Бишкеком обретает важное значение, как ключевой объект на «северном» маршруте Пентагона. Предполагается, что объем грузов, направляемых через нее в Афганистан, возрастет в разы.
Часть истеблишмента Кыргызстана, вместе с тем, опасается, что новый кредит от России только увеличит долговое бремя республики. Фракция Социал-демократической партии в парламенте считает, что Кремль мог бы в качестве дружественного акта просто увеличить грант горной республике.
Внешний долг Кыргызстана превышает $2,2 млрд. 2009-2010 годы считаются самыми тяжелыми в части погашения финансовых обязательств перед зарубежными кредиторами. В этот период горная республика должна отдать им около $180 млн. При этом власти страны все еще надеются снизить объем выплат за счет переговоров с участниками Парижского клуба.