Первый вице-министр национальной экономики РК Тимур Жаксылыков отмечает, что взаимная торговля между странами Центральной Азии за последние десять лет выросла в 2,5 раза и достигла почти 11 млрд долларов. При этом доля Казахстана, по его словам, составляет порядка 70%. «Только наш экспорт в страны региона равняется 5,5 млрд долларов», – уточнил спикер во время панельной сессии «Видение правительства и отзывы о государственно-частном диалоге для региональной экономической интеграции». Она проходила во время форума B5+1 в Алматы 14 марта 2024 года, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Тимур Жаксылыков также затронул тему взаимных инвестиций. «Их объем не очень велик, но они постоянно растут. Главными инвесторами в регионе являются Казахстан и Узбекистан. Кыргызстан выделяется как основной получатель, привлекая до 63% всех инвестиций в регионе», – рассказывает он. Говоря о крупных проектах, спикер напоминает об инвестициях KAZ Minerals в медно-золоторудное месторождение Бозымчак в Кыргызстане в размере 350 млн долларов.
Что касается малого и среднего бизнеса (МСБ), то первый вице-министр национальной экономики РК считает, что сектор развивается достаточно быстрыми темпами, но «недостаточно, чтобы быть ими удовлетворенными». «За последние десять лет мы увеличили долю МСБ в ВВП на треть – сегодня она составляет 36,5%», – говорит спикер. Выпуск продукции МСБ в прошлом году превысил 105 млрд долларов, добавляет он. «Субъекты МСБ обеспечивают рабочими местами 45% занятого населения страны – их число превысило 4 млн», – делится Тимур Жаксылыков.
Заместитель министра экономики и коммерции Кыргызской Республики Айнура Усенбекова сообщила, что в этом году страна ставит цель сократить выбросы парниковых газов на 44%, а к 2050 году – достичь углеродной нейтральности.
«До пяти лет мы можем освободить отдельные системообразующие инновационные проекты от всех видов налога», – обращает внимание спикер. Также, по мнению Айнуры Усенбековой, в регионе еще не до конца раскрыт потенциал женского предпринимательства. «Потому что есть определенные барьеры, когда наших активных женщин ограничивают именно в участии в экономических процессах», – подчеркнула она.
Заместитель министра экономического развития и торговли Республики Таджикистан Ахлиддин Нуриддинзода замечает, что благодаря проведенным экономическим реформам стабильный ежегодный рост ВВП Таджикистана составляет более 7%.
«Более 60% водных ресурсов Центральной Азии формируются в Таджикистане», – напоминает он. По гидроэнергетическим ресурсам страна занимает восьмое место в мире. «Сегодня используется только 5% этих ресурсов», – констатирует спикер. Он подчеркивает, что 98% электричества в стране генерируется возобновляемыми источниками энергии. «По этому показателю Таджикистан занимает шестое место в мире», – резюмирует Ахлиддин Нуриддинзода.
Министр финансов и экономики Туркменистана Сердар Джораев заявил, что доля негосударственного сектора в ВВП страны без учета топливно-энергетического комплекса составила 71,3% в 2023 году. «Туркменистан намерен расширить использование партнерских отношений с международными финансовыми институтами для поддержки инвестиций и создания бизнес-среды», – рассказывает спикер.
Заместитель министра инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан Хуррам Тешабаев отметил, что новый Налоговый кодекс радикально изменил фискальную политику страны. «На сегодняшний день количество налогов сокращено до девяти, НДС уменьшился с 20% до 12%», – поясняет он.
По словам спикера, Узбекистан пытается существенно сократить бюрократические барьеры и снизить роль государства в экономике. «В прошлом году была проведена административная реформа, по итогам которой количество министерств и центральных ведомств было сокращено с 61 до 28», – обращает внимание Хуррам Тешабаев. При этом было упразднено более 500 функций государства по регулированию бизнеса, добавляет он.
Отвечая на вопрос модератора о конкретных секторах экономики региона, в которых растет интерес со стороны США, заместитель помощника секретаря Государственного департамента США Джон Марк Поммершайм сказал: «Я бы в первую очередь выделил сектор критических минералов, о чем мы уже говорили на саммите C5+1 в Нью-Йорке в сентябре прошлого года».
Спикер также отметил активность в таких сферах, как электронная коммерция и дистанционные электронные услуги (long-distance electronic services) в регионе. «Мы наблюдаем интерес к изучению английского языка со стороны молодых людей. И США продолжают инвестировать в эту сферу. Мы думаем, что это также будет способствовать увеличению конкурентоспособности экономик региона», – делится Джон Марк Поммершайм.