На Тянь-Шане решили изменить баланс сил на геополитической доске
Большую свинью намерился подложить новой администрации США официальный Бишкек. На прошлой неделе, находясь на переговорах с Дмитрием Медведевым в Москве, президент Курманбек Бакиев сделал сенсационное заявление. «Правительство Кыргызстана приняло решение о завершении срока действия военной базы антитеррористической коалиции», - сказал он.
Этого заявления в Москве ждали давно. О том, что оно будет сделано, в частности, российские источники сообщали за неделю до визита Бакиева. Впрочем, интрига сохранялась до самого конца. Так называемый «восточный менталитет» кыргызского руководства мог преподнести неожиданный сюрприз. Сюрприз получился. Но для американцев, которые еще двое суток спустя после заявления Бакиева не верили в намерение Кыргызстана закрыть авиабазу.
«На протяжении последних трех лет мы неоднократно предлагали США обсудить экономическую компенсацию за пребывание на нашей территории авиабазы, - объяснил принятие решения Бакиев. – Но мы так и не нашли понимания. Во-вторых, мы более двух лет ставим перед американской стороной вопрос о завершении уголовного дела по убийству военным США нашего гражданина Александра Иванова. Но и этот вопрос решен не был».
В Вашингтоне, тем временем, пытались сохранить хорошую мину при плохой игре. Базе в горной республике, напомним, администрация Барака Обамы придавала особую роль. Предполагалось, что она будет использована для увеличения военного контингента в Афганистане и, собственно, грузопотока в эту страну. В Белом доме заявили, что будут использовать авиабазу, несмотря на заявление руководства Кыргызстана.
В Кыргызстане на это ответили резко. Секретарь Совета безопасности Адахан Мадумаров, в частности, заявил, что считает подобные высказывания некорректными. «США должны уважать суверенитет республики и решение ее руководства», - подчеркнул он. «Судьба авиабазы антитеррористической коалиции решена, - отметил Мадумаров. - Такие решения не принимаются спонтанно. Я не вижу каких-либо оснований тому, что база останется в Кыргызстане после того, как уже принято такое решение».
Секретарь Совбеза не исключает, что Кыргызстан может пойти и дальше. Официальный Бишкек, по словам Мадумарова, не отказывается оказывать всяческую поддержку в борьбе с международным терроризмом. Но может поставить вопрос об осуществлении так называемого северного транзитного маршрута военных грузов в Афганистан через свою территорию.
«Кыргызстан имеет полное право отказаться от подобных услуг или программ, - заверил Мадумаров. - Когда в НАТО разрабатывали планы по урегулированию ситуации в Афганистане, говорилось о том, что в этот процесс будут вовлечены все страны, оказывающие поддержку антитеррористической коалиции. Но Кыргызстан не вошел ни в одну из этих программ, хотя в то же время на них выделялись многомиллиардные суммы. Но их направляли в те страны, которые считали нужными».
Зарубежные источники, в свою очередь, полагают, что решение о завершении срока пребывания авиабазы связано не с обидой Кыргызстана на НАТО и США, а с подковерной борьбой между Кремлем и Белым домом. Впрочем, сам президент РФ Дмитрий Медведев это опровергает, называя решение официального Бишкека «суверенным делом». Тогда как в Китае, в то же время, уже высказывают уважение решению кыргызской стороны. На Тянь-Шане, жотя также опровергают версии о причастности к происходящему руки Москвы.
«Кыргызстан, вопреки разговорам, ни с кем не торговался по поводу авиабазы, - говорит Мадумаров. – Наша сторона начала поднимать вопрос о пребывании авиабазы задолго до того, как Северный альянс объявил о намерении развернуть ПРО в Чехии и Польше».
Примерно о том же сказал премьер Кыргызстана Игорь Чудинов. Его, в частности, пытались уличить в торгах с Россией, где выдворение американцев якобы оценили в $2 млрд. в виде инвестиций в экономику горной республики. «О закрытии авиабазы мы не говорили», - заявил Чудинов.
Американская сторона, тем временем, заявила, что ведет переговоры с Кыргызстаном по судьбе авиабазы. На Тянь-Шане, в свою очередь, это опровергают. Вместе с тем, генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер высказал надежду о том, что «Россия попытается убедить президента Курманбека Бакиева отменить денонсацию договора Бишкека и Пентагона относительно американской базы».
«Если НАТО и Россия будут сотрудничать по этому вопросу, я надеюсь, что решение кыргызского правительства не будет окончательным, — сказал генсек НАТО. – Российская Федерация здесь может сыграть значительную роль. Конечно, несколько странно то, что мы видим закрытие этой базы в Кыргызстане. То, что произошло, было не просто совпадение. В данный момент мы проводим переговоры с Россией по вопросам связи и коммуникаций по российской территории для нашей операции в Афганистане».
Впрочем, так или иначе, но вопрос о закрытии авиабазы встанет перед американцами только после того, как решение правительства одобрит Парламент Кыргызстана. Когда это случится, пока неизвестно. Предполагается, что вопрос будет вынесен на обсуждение палаты уже сегодня, 12 февраля. Профильный комитет по обороне, безопасности, правопорядку и судебно-правовой реформе уже высказал свое «за». При этом депутаты попросили правительство представить парламенту всю информацию о количестве преступлений, совершенных военнослужащими США на территории республики, объем экологического ущерба, нанесенный в результате сбросов топлива американскими самолетами.
После того, как парламент вынесет свое решение, и МИД Кыргызстана направит странам Антитеррористической коалиции свои ноты, база должна быть закрыта в течение 180 дней. Если, конечно, к тому времени над Тянь-Шанем не изменится политическая погода.