По статистическим данным экспертов в области страхования, около 30-40% всех страховых выплат в мире осуществляется по мошенническим операциям, но подтвердить их практически невозможно. Официальных данных по ситуации с мошенничеством на рынке страховых услуг в Казахстане нет. В прошлом году была введена единая база, учитывающая пока только обязательное страхование ответственности автовладельцев. Клиенты, подозреваемые в мошенничестве, вносятся в специальный список, на основании которого впоследствии данному человеку или компании может быть отказано в страховании.
Как рассказали «Капитал.kz» в АО «СК «Сентрас Иншуранс», к мошенническим действиям можно отнести: заявление страховой суммы выше действительной стоимости объекта страхования (при страховании имущества без осмотра или на основании рыночной цены); несообщение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для определения страхового риска (аварийное имущество, невыполнение обязательств поставщиками страхователя и т.п.); многократное и одновременное страхование объекта у разных страховщиков (отсутствие единой базы по всем классам страхования у разных страховых компаний); инсценировку наступления страхового события в период действия договора страхования — кражи, аварии, угона, поджога, инсценировки страхового случая с другим автомобилем, заключением договора страхования в отношении несуществующего автомобиля.
При больших объемах страхования все эти случаи сложно отследить, и они обычно открываются только после наступления страхового случая. Тогда аварийный комиссар проводит расследование такого случая и дает свое заключение. Мошенничество клиентов довольно затруднительно вычислить, однако по мере развития рынка вырабатываются новые методы противодействия мошенникам.
Существует масса признаков, по которым можно отслеживать мошеннические действия, уверяют эксперты АО «СК «Сентрас Иншуранс». Например, что касается времени, которое проходит с момента заключения страхового договора до совершения аферы, то картина следующая: 7-15 дней после заключения договора – 81,2% от общего числа таких мошенничеств, от 15 дней до 1 месяца – 12,3%, более одного месяца - 6,5%.
Эксперты, столкнувшиеся с поддельными полисами, могут определить их неликвидность и по внешним признакам: другая бумага, непохожая тангирная сетка и т.п. Информации о таком клиенте не будет в базе данных страховой компании. В подобных случаях поиском изготовителей фальшивых полисов занимаются правоохранительные органы (финансовая полиция).
Наиболее распространенным видом страхового мошенничества в Казахстане является подделка полисов страхования ГПО автовладельцев. По подсчетам экспертов АО «СК «Сентрас Иншуранс», более 20% казахстанских водителей имеют «липовые» страховки – просто поддельные или купленные исключительно «для ГАИ». В некоторых регионах республики число поддельных полисов превышает 50%. Связано это, безусловно, с повышением цены: если раньше такой полис стоил 7 – 9 тыс. тенге, то теперь страховка стоит 13 – 15 тыс. тенге. Это связано с тем, что 26 ноября 2007 года вступил в силу Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по обязательным видам страхования».
Согласно данному закону, производится новый порядок расчета размера страховой премии по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Изменения касаются, прежде всего, суммы полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств. В частности, теперь при определении суммы страхового полиса будут учитываться водительская история аварийности, стаж страхователя, его возраст, а также техническое состояние и место эксплуатации автомобиля. Ранее в данном случае учитывались только объем двигателя автомашины и ее возраст.
В случае обнаружения поддельного страхового полиса страховая компания откажется оплачивать ущерб, виновник ДТП будет сам выплачивать сумму ремонта обоих автомобилей. Кроме того, он будет внесен в «черный список» страховщиков.