Автодилеры против повышения пошлин
АВТОР

26.02.2009 • 17:59 1001

Автодилеры против повышения пошлин

Поддержка российского автопрома не входит в наши планы 

Уже в этом году цены на автомобили могут увеличиться как минимум на 20%. К этому приведет повышение таможенных пошлин, о необходимости которого заявил министр индустрии и торговли РК Владимир Школьник.

Казахстанские автодилеры выступили против таких мер. По словам Нурлана Смагулова, президента группы компаний «Астана Групп», увеличение таможенных пошлин будет бесполезным, потому что защищать некого. «Для нас очень важно понять, кого мы защищаем. Мое личное убеждение таково: никто не выиграет, так как в Казахстане нет автопроизводителей. Завод в Восточном Казахстане не использует отечественную индустрию, не создает добавочную стоимость для республики. Детали привозятся из-за рубежа, а у нас они просто собираются, и получается «казахстанский автомобиль». Но проигрывают в этом случае все: автодилеры, их трудовые коллективы, а, самое главное, проиграют потребители Казахстана», – считает г-н Смагулов.

Напомним, Владимир Школьник предложил повысить импортные таможенные пошлины на ввозимые в РК автомобили с 10 до 30%. «У меня однозначная позиция по этому вопросу, это надо делать», – сказал г-н Школьник на прошлой неделе. По мнению министра, повышение пошлин на импорт позволит защитить внутренний рынок от ввоза устаревших машин, приведет к повышению доходов республиканского бюджета, а также будет способствовать развитию в республике автопроизводства.

Сравнивая рынки Казахстана и России и ссылаясь на уровень российских пошлин, министр допустил ошибку, так как ситуация в двух странах резко различается, считают автодилеры. Повышение таможенной пошлины в России обосновано, поскольку там есть кого защищать. «В России есть реальные производители автотехники, чьи интересы необходимо лоббировать, – подчеркнул Нурлан Смагулов. – Есть мнение, что при введении таможенных пошлин дистрибьюторы начнут строить заводы, будут создаваться рабочие места. На самом деле это не так, и на протяжении 18 лет идет спор, может ли Казахстан производить свой автомобиль. Я не вижу никаких предпосылок для того, чтобы Казахстан произвел какой-то свой автомобиль».

Аналогичного мнения придерживается Геннадий Шестаков, председатель совета Казахстанской ассоциации таможенных брокеров. «Объем производства автомобилей в РК ничтожен по сравнению с показателями РФ. У нас фактически нет своих заводов, но нам надо защищать потребителя, поэтому все амбиции о том, что наша страна может производить автомобили в достаточном количестве, пока стоит умерить. Поэтому я категорически против таких изменений», – заявил он в интервью «Капитал.kz».

Автодилеры предлагают вернуться к идее о вводе запретительных пошлин только тогда, когда в Казахстане будет развернуто нормальное производство. «Пока у нас не будет реального производства полного цикла или хотя бы с локализацией на 50%, не будет и смысла в повышении пошлин. Если в Казахстане построят завод, то мы не только не будем против, а даже поддержим повышение пошлин», – сказал г-н Смагулов. При этом дилеры считают, что сейчас автопроизводители переживают не самые лучшие времена, поэтому в ближайшей перспективе возможности развития в Казахстане масштабного автопроизводства не будет.

Денис Бичуг, заместитель генерального директора группы компаний «БИПЭК АВТО», отмечает: «АЗИЯ АВТО» не согласна с мнением дилеров о том, что отечественного автопроизводителя нельзя считать «реальным». «Господин Смагулов явно лукавил, говоря о том, что полноценным отечественным производителем можно считать только производства, в которых локализация превышает 50%. При этом он постоянно ссылался на российский автопром, который, по его словам, является «реальным», и который можно и следует защищать. Думаю, что любому специалисту в области автомобилестроения хорошо известно, что практически все лицензионные производства в России работают в соответствии с режимом промышленной сборки, которая подразумевает поэтапное углубление степени переработки от SKD (крупноузловая сборка) до MKD (мелкоузловая сборка) и CKD (сварка, окраска кузова и сборка) производства, и соответствующее повышение уровня локализации», – пояснил «Капитал.kz» г-н Бичуг.

Согласно действующему в России законодательству, требуемый уровень локализации составляет 30%, а не 50%. В этом режиме работают заводы по производству Toyota, Volkswagen, Ford, Nissan, Renault, Chevrolet, Peugeot, Hyundai, сообщил он. К крупному российскому автопроизводителю, заводу «Автотор» в Калининграде, требования к локализации не предъявляются. Достаточно только того, что он действует в специальной экономической зоне и вносит соответствующую добавленную стоимость в продукцию. Тем не менее, глава российского правительства называет продукцию всех этих заводов «российской», так же, как и продукцию АВТОВАЗа, ГАЗа или УАЗа.

«Многие «специалисты» пренебрежительно называют наше производство «отверточным». Любой же реальный производственник скажет, что SKD-производство – это «азбука», первая ступень, через которую нельзя перешагнуть и сразу войти в CKD. Сегодня в режиме SKD-производства только в Европе работают десятки заводов, с абсолютно такого же уровня разбора производятся российские Toyota, Volkswagen, Skoda, Cadillac, Hummer, BMW», – говорит г-н Бичуг.

По словам Дениса Бичуга, мощности казахстанского завода позволяют выпускать до 60 тыс. автомобилей ежегодно. Поэтому высказанное на «круглом столе» заявление автодилеров о том, что они будут приветствовать изменение пошлин сразу после того, как будет начата реализация проекта по созданию автопроизводства, звучит несколько странно, считает он. «Уже существует не просто проект, а действующий завод, признанный ведущими мировыми автопроизводителями – General Motors и Volkswagen. Разве только это не говорит о реальности автопрома в Казахстане?», – недоумевает г-н Бичуг. 

Достижение внутреннего объема производства в 60 тыс. автомобилей в год и более делает рентабельным открытие целого ряда производств автокомпонентов. Экономически выгоднее будет производить комплектующие внутри страны, чем завозить издалека, уверен представитель он. Речь не только о шинном и аккумуляторных заводах. Локализации в Казахстане будет подвергнуто практически все, за исключением, наверное, двигателей и трансмиссии.

По словам Андрея Лаврентьева, генерального директора «Аллюр Авто», предполагаемое повышение пошлин снизит объем продаж официальных дилеров на 60%, что приведет к сокращению рабочих мест как минимум на 30%. «Сейчас наши компании выживают, поэтому сокращение объема продаж отражается на рынке труда: в конце прошлого года в нашей компании было сокращено 25% сотрудников, мы приостановили ряд проектов в Алматы. Кризис ударил по потребителю, соответственно упал объем продаж. Многие компании могут объявить дефолты», – считает г-н Лаврентьев.

Говоря о сверхприбылях автодилеров, Нурлан Смагулов сказал, что представители автокомпаний получают лишь определенную маржу на уровне 6-8%, а одинаковую цену в автосалонах в России и Казахстане при разной таможенной ставке объяснил тем, что российские дилеры пока распродают остатки от закупок 2008 года. «Уже сейчас цены в России на 30% больше, чем у нас. Поэтому говорить, что мы получаем какую-то сверхприбыль – не очень корректно» – отметил Канат Акишев, генеральный директор компании «Меркур Авто».

Повышение пошлин приведет не только к повышению цен на автомобили, но и вынудит часть бизнеса уйти в «тень». «На сегодняшний день казахстанские дилеры работают совершенно прозрачно, – заявил г-н Смагулов, – Это самый «белый» бизнес в Казахстане. После повышения пошлин мы можем вернуться в 90-ые годы, опять появятся «серые» каналы и дистрибьюторы». При этом он не исключил, что игроки будут искать, а главное, найдут, «много схем» по растаможке автомобилей в обход официальных процедур.

В 2008 году наблюдалось резкое сокращение объемов продаж автомобилей на всех ключевых рынках мира. В Казахстан было завезено 155 221 легковых автомобилей, что на 60,3% меньше по сравнению с 2007 годам, когда было ввезено 237 147 машин. По данным департамента маркетинга КМК «Астана Моторс», в 2008 году объем рынка новых легковых автомобилей, реализованных официальными дилерами в Казахстане, составил 23 573 единицы, в 2007 году эта цифра составила 36 816 единиц. Объем продаж сократился на 29%. По итогам января текущего года дилеры продали 898 легковых автомобилей, это практически вдвое меньше, чем в январе 2008 года, и на 47% меньше декабря прошлого года. По прогнозам, продажи официальных дилеров на 2009 год составят от 10 до 12 тыс. автомобилей.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

автомобили пошлины автодилеры

26.02.2009 • 17:59 1001

Поделиться
Автодилеры против повышения пошлин
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus