Бизнес-леди в Казахстане – явление одновременно привычное и новое
Происходящие в экономике изменения открывают перед женщинами новые возможности, которые побуждают их все смелее вступать в сферу самостоятельной трудовой деятельности. Сегодня казахстанские женщины осознали необходимость в финансовой независимости и самообеспечении. О том, как удается сочетать ведение собственного бизнеса и в то же время оставаться хранительницей домашнего очага, в интервью «Капитал.kz» рассказала Раушан Сарсембаева, президент Ассоциации деловых женщин Казахстана.
– Раушан Бергибаевна, почему сегодня многие женщины стремятся к созданию собственных предприятий?
– Это своего рода борьба за выживание. К числу «подталкивающих» факторов, привлекающих женщин к предпринимательству, относятся нужда, отсутствие средств, необходимых для воспитания ребенка, неприемлемые условия труда, слишком жесткое расписание, разница в заработке между мужчинами и женщинами. Они вынуждены уходить в бизнес в силу того, что та заработная плата, которая есть на предприятиях, не соответствует достойному уровню жизни. К позитивным же факторам можно отнести открывающиеся рыночные возможности, заинтересованность в определенной сфере деятельности, необходимость в более свободном расписании, более высокие доходы, стремление к самореализации и к работе, приносящей удовлетворение. Собственный бизнес позволит женщине не шиковать, конечно, но один раз в год вывезти свою семью отдохнуть за границу – это вполне реально. В современных условиях быть хозяйкой своей судьбы – это очень важно.
– С какими проблемами сталкивается женский бизнес в Казахстане?
– Женский бизнес сталкивается с теми же проблемами, что и мужской. Плюс женщины-предприниматели сталкиваются и с препятствиями личного характера. С них не сняты заботы о детях, престарелых членах семьи и домашнем хозяйстве. Хотя большинство справляется со своими обязанностями, серьезным препятствием становится отсутствие опыта в области менеджмента и бизнеса. Кроме того, женщины не любят рисковать. Мы разделяем сферу женского предпринимательства на 3 категории. К первой относятся женщины, которые торгуют на улице, работают на вынос продукции, домработницами или нянями. Ко второй – женщины, имеющие определенный капитал и открывшие свой бизнес. Располагая финансовыми возможностями для развития, они все же предпочитают вести малый бизнес, дабы сохранить то, что есть. Другие отказываются от расширения своих компаний, потому что не хотят отнимать время у семьи. И, наконец, те, которые занимаются в сфере производства, но там и оборот денег совершенно иной. Если, к примеру, во 2-ой группе до $1 млн. годовой финансовый оборот, то в 3-ей – свыше $1 млн. К сожалению, точной статистики о количестве женщин-предпринимателей нет. Если судить по нашей ассоциации, то у нас более 1 тыс. человек состоят в фиксированном членстве, то есть те, которые платят членские взносы, в нефиксированном – около 5 тыс.
– Чем в первую очередь определяется успех в бизнесе женщин-предпринимателей?
– Как правило, успех бизнес-леди определяется тем, что в большинстве случаев ей, кроме себя, надеяться не на кого. Чаще всего это одинокие женщины, оставшиеся с детьми на руках. И данное обстоятельство ее заставляет трудиться днями и ночами. Шаг за шагом идти к поставленной цели и беречь свой бизнес как зеницу ока, будь то ресторан, мастерская, салон красоты или нотариальная контора. Ее бизнес – это ее дитя. Женщине так же трудно расстаться с делом, в которое она вложила всю свою душу, как трудно ей расстаться с собственным ребенком. Узы, связывающие женщину с ее собственным делом, невероятно крепки. В бизнесе такая целеустремленность бесценна. Женщи¬ны-предприниматели порой столь успешно развивают свое дело, что вскоре равняются по доходам с мужчинами или даже обходят их.
– Некоторые исследователи убеждены в существовании особого, присущего только женщинам, способа принятия решений в экономике и политике. Есть ли, на Ваш взгляд, различия в мужском и женском менеджменте?
– Законы бизнеса одинаковы для любого предпринимателя: как для мужчин, так и для женщин. Но между мужским и женским подходом к ведению бизнеса существуют определенные различия. Характерные черты мужского подхода к делу – самостоятельность, независимость и конкуренция. К чертам же, отличающим женщин-предпринимателей, можно отнести разносторонность и применение в работе «материнских» навыков. В основе женской модели руководства лежит традиционная забота об окружающих. Женщины-предприниматели сохраняют самое важное – людей. А фирмы, которые по достоинству ценят знания, навыки, опыт, идеи и энтузиазм своих сотрудников, обладают громадным преимуществом и способны успешно противостоять изменениям рынка. Более того, женский бизнес еще и социальный. Потому что когда мужчина начинает заниматься бизнесом, его семья отходит на второй план. С женщины эту ответственность еще никто не снимал. И когда мужчины говорят, что женского бизнеса как такового нет, я всегда говорю, что он есть.
– Раушан Бергибаевна, что Вы посоветуете начинающим предпринимательницам, решившим организовать свой бизнес? С чего начать? На что обратить внимание? Каких ошибок не допустить?
– Каждый проходит свой путь ошибок. Есть какие-то системные ошибки, которых нельзя допускать. Во-первых, нужно четко продумать свой бизнес-план. Эти общедоступные советы и рекомендации, в общем-то, написаны и в книгах. Все целиком и полностью зависит от того, каким образом будет выстроена сама работа. Если еще 10 лет назад многие задумывались о том, чем заняться, то сегодня стало известно, где и в каком бизнесе какая рентабельность. Это ясно как дважды два. Не секрет, что в МСБ рентабельность не превышает 15-20%. Где-то она быстро оборачивается, а где-то не очень. К примеру, весьма большая оборачиваемость в коммерческой деятельности. А вот в производстве нужны длинные деньги, потому что оборот может быть одинаковым, а возврат довольно долгим.
– Насколько разработка специальной программы финансирования женского предпринимательства актуальна и целесообразна в условиях кризиса?
– Исходя из того, что женское предпринимательство в сфере МСБ занимает до 80%, создание специальной программы финансирования необходимо. В рамках антикризисной программы выделяются огромные суммы для развития МСБ, но, на мой взгляд, их надо дифференцировать по сферам деятельности. Такое дифференцирование позволило бы направить женское предпринимательство в сферу аграрного сектора и легкой промышленности. Женщины по жизни рукодельницы. Были бы недорогие длинные деньги при процентной ставке в 4-6%, то на каждом углу открылись бы ателье по пошиву одежды и мастерские по ее ремонту. Весь текстиль был бы отечественного производства и не хуже западных аналогов. Но без государственной поддержки мы не сможем ничего сделать. Прежде всего, требуются не только недорогие кредиты, так как брать заем под 18-20% это непосильно, но и помещения. Если государство заинтересовано в отечественных товаропроизводителях, то нужно выделить площади на длительную аренду, при условии чтобы они отвечали профилю производства. У товаропроизводителей также проблемы с сырьем, транспортировкой и реализацией своей продукции. Это очень важно. Я считаю, что все проблемы должны решаться на уровне государства и местных властей.
– Некоторые специалисты считают, что настала необходимость создать специальный фонд, который станет альтернативой банкам. Что Вы думаете по этому поводу?
– У нас очень много фондов, к примеру, фонд развития предпринимательства «Даму». Я только не понимаю, почему государственные деньги и деньги налогоплательщиков даются ФРП, а он потом отдает их банкам второго уровня. Мы хотим сохранить «Даму» и БВУ, так, что ли? Или мы все-таки хотим помочь отечественным предпринимателям. Другое дело, что нам нужно пересмотреть микрокредитные организации и их роль в развитии предпринимательства. Сегодня они превратились в ломбарды с сумасшедшими процентами. Мировая практика показывает, что роль МКО – это всегда помощь бизнесу. Нужно МКО, которые расположены в селах, переориентировать на более длительный возврат денег. К примеру, если бизнесмен будет заниматься торгово-закупочной или коммерческой деятельностью, то такой процент и короткие деньги под такой большой залог. А если ты сеешь и пашешь, то у тебя и другие деньги должны быть.
– Как Вы считаете, готова ли экономика Казахстана к вступлению в ВТО? И что это даст стране?
– Это вопрос неоднозначный, который надо рассматривать по распределению или структуре МСБ. Если для промышленников, то, возможно, страна готова. Потому что в Казахстане много экспортной продукции, для которой надо открыть ворота. Но относительно малого бизнеса – вступление в ВТО опять отбросит нас на обочину дороги, потому что придут такие бренды, которые десятилетиями выстраивали свою корпоративную политику. Мы не сможем с ними конкурировать. Женское предпринимательство до сих пор живет неспокойно, так же, как и 10-15 лет назад. Каждый день – это борьба, особенно в период кризиса. Уже 50% бутиков закрылось, торговля остановилась. И, тем не менее, «караул!» в основном кричат мужчины. Женщины понимают, что от занятий популизмом толка много не будет.