USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.69$
+0.100
BTC
104957.00$
-1030.000

Третий круг ада

Тенге необходим государственный контрольСтраны Азиатско-Тихоокеанского региона подвержены тройной угрозе дальнейшего развития кр...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Тенге необходим государственный контроль

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона подвержены тройной угрозе дальнейшего развития кризиса, такое мнение высказали представители ООН в ежегодном обзоре «Экономического и социального развития положения стран Азиатско-Тихоокеанского региона на 2009 год».

Сейчас правительства многих стран сосредоточили усилия на решении проблем, повлекших за собой мировой финансовый кризис. Эксперты отмечают два основных кризисных явления, которые, по их мнению, имеют более долгосрочный характер. Неустойчивость цен на продовольствие и проблемы, вызванные изменениями климата, усугубляют нынешний экономический кризис, создавая ситуацию, которую характеризуют как тройную угрозу. «Острота тройного кризиса потребовала более оперативной и ориентированной на реальные результаты программы действий», – заявила Ноэлин Хейзер, заместитель генерального секретаря ООН и исполнительный секретарь ЭСКАТО.

По данным ООН, на Азиатско-Тихоокеанский регион приходится около двух третей мирового населения, живущего за чертой бедности, и половина мировых природных катаклизмов, что делает его эпицентром тройного кризиса.

Одна треть населения проживает в Центральноазиатском регионе, и две трети этого населения испытывают проблемы с питанием. Число таких людей с 2003-2005 годов увеличилось с 542 миллионов до 583 миллионов человек в 2007 году. Проблема продовольствия связана с инфляцией, которая за период 2006-2008 годов составила порядка 40%, и ростом цен на продукты. За последнее время рис, основной продукт региона, подорожал на 150%.

Способность к сопротивлению финансовому кризису подорвана зависимостью от экспорта в другие регионы, подчеркивают эксперты. Уже второй раз в течение десятилетия Азиатско-Тихоокеанский регион поражает финансовый кризис. Реформы, реализованные после 1997 года (осуществление осмотрительной макроэкономической политики, устранение бюджетных диспропорций, реформа банковской системы и накопление инвалютных резервов), сделали регион более устойчивым перед воздействием кризиса на его начальной стадии. Эта устойчивость оказалась подорвана, когда в четвертом квартале 2008 года показатели торговли – основной движущей силы роста региона – поменялись с измеряющегося двузначной цифрой роста до почти равнозначного падения. «Дело в том, что Азиатско-Тихоокеанский регион в экономическом отношении лучше получается интегрировать с остальным миром, чем страны АТР интегрированы друг с другом. На внутрирегиональную торговлю между развивающимися странами приходится только 37% экспорта в нашем регионе, в сравнении с 51% у НАФТА и 68% у ЕС», – отметила г-жа Хейзер.

По словам Болата Татибекова, заведующего отделом труда и человеческих ресурсов Института экономики МОН РК, эксперта ЭСКАТО, сегодня регион находится на третьем «витке» кризиса, где все зависит от руководителей страны и принятых ими решений. «Если говорить об истории возникновения сегодняшнего финансового кризиса, то стоит отметить, что эксперты насчитали в нем три периода. Первый виток кризиса страны Центрально-Тихоокеанского региона ощутили на себе после крушения 14 сентября 2008 года лидирующего банка США Lehman Brothers. Но, учитывая специфичность данного региона, хочу заметить, что он проявил сопротивление такому толчку кризиса. Однако реальный сектор экономики после этого все же пострадал, что в итоге сказалось на промышленности в виде экономического спада. Это был второй виток кризиса. Сегодня мы находимся на третьем», – пояснил г-н Татибеков.

Уровень того, насколько пострадала страна от кризиса, зависит от того, сколько денег на развитие ее экономики было привлечено извне, полагают эксперты. Наиболее сильно подверженными оказались Республика Корея, Филиппины и Сингапур. «В этом же списке есть и Казахстан, что неудивительно, учитывая то, какой уровень иностранных инвестиций присутствует в нашей экономике», – считает Болат Татибеков.

С октября 2008 года по февраль 2009-го снизился уровень экспорта продукции и сырья стран Центрально-Тихоокеанского региона. За это время произошел резкий переход экспорта от положительного к отрицательному показателю. «Некоторое время внутренний спрос на отечественные товары как-то сдерживал обстановку в этом вопросе, и изучив историю «болезни» под названием кризис в Индии, Корее, других странах, эксперты сделали вывод, что наиболее подвержены риску более тяжелой формы кризиса были именно экспортоориентированные страны. Те же, кто делал ставку на отечественного потребителя, в этом отношении пострадали в меньшей степени», – говорит г-н Татибеков.

Ответом на кризис все страны выбрали проведение активной финансовой политики стимулирования экономики. Китай в данном вопросе обошел все страны Центральноазиатского региона, он оказался на втором месте в мире по внутреннему инвестированию экономики. В развитых странах региона вообще прогнозируется отрицательный уровень ВВП.

По данным обзора, после семи лет 10%-го среднегодового роста (2000-2007) ВВП Казахстана в 2008 году вырос на 2,4%, что намного меньше намеченного уровня в 6-7%. Объем промышленного производства в 2008 году вырос на 2,1% против 4,5% в 2007-ом. Наибольший вклад в рост объема промышленного производства внесли горнопромышленный и коммунальный секторы. Урожай зерновых в 2008 году был менее благоприятным, чем в 2007-м, и в целом объем сельскохозяйственной продукции в 2008 году упал на 5,6% по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что темпы экономического роста Казахстана снизятся с расчетных 2,4% в 2008 году до 1,5% в 2009-м наряду с замедлением роста инфляции с 17% в 2008 году до 8,5% в 2009-м.

Эксперты считают, что необходимо повышать долю внутрирегиональной торговли и инвестиций путем ускорения реализации региональных соглашений в области экономического сотрудничества. «Укрепляя свои национальные рынки, регион может сыграть роль буфера, смягчающего глобальные рыночные колебания и облегчающего переход от демонстрации устойчивости перед лицом кризисных явлений к активному сопротивлению кризису. Ключевое значение в этом отношении будет иметь то, как правительства используют бюджетную политику в качестве инструмента развития», – заявила г-жа Хейзер.

Воздействие кризиса в наибольшей степени сказалось на беднейшей части населения планеты, две трети которого живет в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «Очевидно, что для решения проблем этих людей необходима более всеохватывающая модель экономического развития. Для этого требуется создание таких систем социальной защиты, которые способствовали бы сохранению гарантированных доходов и покупательской способности людей со средним и низким уровнем доходов – тех, которые являются двигателем развития экономики», – считает заместитель генерального секретаря ООН.

По данным обзора, степень охвата населения элементарными схемами социальной защиты в Азиатско-Тихоокеанском регионе на настоящий момент очень низка: лишь 30% людей пожилого возраста получают пенсии, и 20% населения имеют доступ к услугам здравоохранения. «Совмещение трех угроз подчеркивает необходимость более фундаментального, всеохватывающего подхода к развитию. Мы не просто должны как можно скорее обеспечить возобновление экономического роста, налицо еще настоятельная необходимость для всех нас еще раз обдумать, какие отрасли должны послужить источником этого роста, и какие слои населения должны стать его основными бенефициарами», – пояснила Ноэлин Хейзер.

Эксперты отмечают, что ограниченная ликвидность и высокие темпы инфляции являются основными проблемами валютной политики Казахстана. Инфляция потребительских цен в 2008 году составила рекордные с 2000 года 17%.

По словам г-на Татибекова, сейчас в Казахстане необходимо контролировать выделяемые государством денежные средства. «Во многих странах проводятся различные мероприятия, которые бы могли немного оздоровить экономику, но пока это получается не очень хорошо. На мой взгляд, для Казахстана сегодня очень актуален вопрос подконтрольности каждого тиына, выделенного на развитие экономики из государственной казны. Без положительного вмешательства государства в эту проблему экономике всей страны будет крайне сложно выбраться из ямы. Потому в настоящее время у правительства есть отличный шанс показать и доказать свою профессиональность и вернуть доверие населения», – резюмировал Болат Татибеков.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.