Казахстан по-прежнему стремится к гиперпроектам
Мажилис Парламента Казахстана на пленарном заседании в минувшую среду одобрил и во втором, окончательном чтении проект закона «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» и сопутствующие ему поправки в некоторые законодательные акты по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии.
Базовый законопроект был разработан в целях реализации положения концепции перехода республики к устойчивому развитию на 2007-2024 годы по поддержке экологически эффективного производства энергии, в том числе по использованию возобновляемых источников энергии. Документ предусматривает закрепление обязательств приобретения электрической энергии в полном объеме системным оператором у квалифицированных энергопроизводящих организаций. Это позволит обеспечить подключение квалифицированных энергопередающих организаций к сетям системного оператора в местах, где отсутствуют сети региональных электросетевых компаний, говорится в заключении.
Как отмечал ранее вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Дуйсенбай Турганов, представляя указанный законопроект в мажилисе в середине апреля, основными видами поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ) являются «освобождение ВИЭ от платы за подключение, резервирование и приоритетное предоставление земельных участков, инвестиционные льготы и преференции для строительства и эксплуатации объектов по использованию ВИЭ».
В 2008 году, по оценке Министерства энергетики и минеральных ресурсов Казахстана, потенциал альтернативной энергетики в республике составлял более чем 2,7 трлн. кВт. Среди таких источников первое место отводится гидроэлектростанциям, потенциал которых оценивается примерно в 2,7 трлн. кВт. Геотермальная энергетика дает дополнительные 50 млрд. кВт, а ветроэнергетика – порядка 23 млрд. кВт. Еще один интересный альтернативный источник энергии, по которому уже ведется работа в стране, – это термоэнергетика, так называемые «энергетические воды». В Казахстане имеются значительные запасы таких вод, которые оцениваются в 97 млрд. тонн условного топлива. В республике выявлено 169 таких источников, большинство из которых находится на юге страны. Их развитие позволит решить вопрос с энергообеспечением южной части Казахстана.
Однако большинство руководителей крупных энергетических компаний высказывают сомнения в возможности использования альтернативных источников энергии в экономике страны. Так, Мухтар Джакишев, генеральный директор НАК «Казатомпром», не отвергая идею использования альтернативных источников для экономии топлива, используемого в традиционных источниках энергии, выражает все-таки сомнения, постоянно ратуя за развитие ядерной энергетики.
Адептов от тепловой энергетики понять можно. Мощность альтернативных источников энергии пока мала в сравнении с традиционной энергетикой. Если мощность тепловых ТЭС в Казахстане измеряется в мегаваттах, то выработка энергии на возобновляемых источниках пока не превышает киловатты. То есть разница составляет 1-3 порядка. Сегодня государство в лице АО «Самрук-Энерго» заинтересовано в создании сети тепловых генерирующих станций с установленной мощностью от 1000 МВт каждая. Это позволяет гарантировать стабильность работы энергосистемы страны в целом. А использование их в сочетании с гидроэлектростанциями меньшей мощности позволяет обеспечить стабильность энергосистемы в часы пиковой загрузки.
Для нашего государства вообще характерно стремление к крупным проектам. Это происходит по разным причинам как политическим, так и экономическим. Но в результате внимание правительства удостаиваются именно большие, а еще лучше громкие проекты.
Между тем эффективность экономики определяется не крупными фабриками и заводами, а лучшим сочетанием деятельности мелких и средних предприятий, тесно работающих сообща. И здесь лучшим показателем является даже не энергоэффективность, а энерговооруженность предприятия или отрасли.
Энергоемкость казахстанской экономики в 3-5 раз выше, чем экономик развитых стран. Прежде всего, по двум причинам. Технологическая отсталость казахстанских предприятий не позволяет эффективно использовать всю энергию, но также не позволяет и экономить. Поэтому Правительство Казахстана разрабатывает программы энергосбережения, целью которых является экономия 10-15% используемой энергии. Что, кстати, не превышает нормативный уровень коммерческих потерь. С другой стороны, дешевизна энергии в нашей стране не создает экономических условий для перехода на альтернативную энергетику. В одном из интервью для «Капитал.kz» Герман Трофимов, президент Союза инженеров-энергетиков РК, прямо заявил, что заставить предприятия бережно относиться к энергетическим ресурсам можно только одним путем: через повышение отпускных цен на электроэнергию. Другие методы уже показали свою несостоятельность.
Согласно планам развития, Германия к 2015 году переходит на 30% использования солнечной энергии, хотя находится в худших условиях по уровню солнечной активности. Так, в Германии потребитель платит 21-23 евроцента за 1 кВт электроэнергии, но если он установит солнечную станцию, то появится возможность продать излишки выработанной электроэнергии в общую сеть, получив при этом за каждый кВт по 45 евроцентов. Как будет решаться проблема разницы цен в Казахстане исходя из нового закона, пока непонятно.
Вывод из всего этого можно сделать следующий. Либо данный документ работать не будет, и его тихо забудут, либо Правительство РК имеет некий перспективный план, который предусматривает дальнейший рост отпускных цен на электроэнергию, который позволит решить сразу несколько острых проблем. Первая – это мягкое или жесткое, в зависимости от скорости и уровня роста цен на энергию, экономическое подстегивание предприятий к поиску новых форм работы и их технологическому переоснащению. Вторая – увеличение доходности генерирующих предприятий, создание условий для повышения их инвестиционной привлекательности. По состоянию на 2005 год физический износ генерирующих предприятий в РК составлял от 60 до 80%. В последние годы энергетические компании начали обновление основных средств, но темпы обновления недостаточны. Если бы финансовый кризис не случился сейчас, то темп роста объема потребляемой энергии сохранился бы на уровне 7-8%, и энергетический дефицит казахстанцы почувствовали бы в полной мере уже этим летом. Так что кризис для отечественных энергетиков и всех нас в некотором смысле оказался благом.