USD
478.54₸
+0.380
EUR
533.76₸
-1.160
RUB
5.17₸
-0.010
BRENT
71.24$
-0.020
BTC
65039.40$
+1766.000

Адильжан Джайлаганов: Энергетике нужна цифровая революция

Инженер-энергетик и технический эксперт рассказал, как большие данные и цифровизация делают энергетику устойчивой

Share
Share
Share
Tweet
Share
Адильжан Джайлаганов: Энергетике нужна цифровая революция- Kapital.kz

Инженер-энергетик, технический эксперт, магистрант совместной программы Школы бизнеса им. Маршалла и Школы инженерии им. Витерби Университета Южной Калифорнии рассказал, как большие данные и цифровизация делают энергетику устойчивой.

За первое полугодие 2024 года в Казахстане было произведено 60,449 млрд кВтч электроэнергии при потреблении 60,169 млрд кВтч, сообщается на официальном сайте премьер-министра республики. Несмотря на то, что показатели свидетельствуют о стабильности работы электросетевой инфраструктуры страны, перед властями стоит задача модернизировать существующие энергообъекты. Для финансирования этих планов в рамках программы «Тариф в обмен на инвестиции» предусмотрено увеличение годового лимита возвратных инвестиций с 32 млрд тенге до 428 млрд тенге. Энергетический сектор Казахстана является краеугольным камнем национальной экономики, обеспечивая около 17% ВВП и около 70% экспортных доходов, приводит данные эксперт по техническому обслуживанию энергооборудования, высококвалифицированный инженер-энергетик Адильжан Джайлаганов. Однако, говорит эксперт, уровень технического обслуживания в энергетической отрасли отстает от мировых стандартов. Для того, чтобы решить эту проблему, энергетик разработал собственный метод техобслуживания энергообъектов, который показал свою эффективность в одном из ключевых проектов Казахстана – месторождении «Тенгиз», в подготовке которого участвует ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО). В интервью Адильжан Джайлаганов поделился своей методикой и рассказал о самых эффективных решениях в техническом обслуживании энергообъектов крупнейших промышленных предприятий. 

– Адильжан, в чем заключаются основные сложности в техобслуживании энергообъектов в Казахстане?

– По большому счету сложность у нас одна – устаревшая инфраструктура. Например, многие тепловые электростанции Казахстана были построены в советское время, около 50% этих объектов сейчас старше 30 лет. Доля незапланированных простоев оборудования на них составляет 10-15% ежегодно. Это значительно выше по сравнению с передовой мировой практикой, где незапланированные простои занимают не более 5%. Тенгизское и Карачаганакское месторождения, хотя и являются одними из самых продуктивных в стране, также сталкиваются с проблемами технического обслуживания из-за старения критически важного оборудования. Его средний возраст превышает 20 лет, что вызывает беспокойство, учитывая, что отраслевой стандарт часто рекомендует капитальный ремонт или замену после 15-20 лет эксплуатации. Стареющая инфраструктура приводит к росту расходов на техническое обслуживание: в нашей стране они могут составлять 20-30% от общих эксплуатационных расходов (OPEX) против среднемирового значения в 10-15%.

– Вы знаете характеристики практически всех видов энергетического оборудования – от газовых и паровых турбин до дизельных генераторов и энергооборудования котельных, компрессорных, насосных, водоочистительных станций. Есть ли что-то общее в техобслуживании таких разных машин?

– Действительно, за мою карьеру я, можно сказать, руками изучил практически все поколения энергооборудования в нашей стране. Как специалист я вырос в АО «ЖайыкТеплоЭнерго», за что благодарен моим бывшим коллегам. Будучи ведущим инженером производственно-технического отдела, занимался ремонтными программами основного и вспомогательного оборудования теплоэлектростанции (ТЭЦ), а также современного газотурбинного блока Hitachi, интегрированного в общий производственный процесс станции. В компании Caspian Offshore Construction Realty Group, на месторождении «Тенгиз», в качестве инженера-механика по эксплуатации и техническому обслуживанию курировал одновременно более 120 объектов – как производственных, так и систем жизнеобеспечения. А участвуя в Проекте Будущего Расширения компании Тенгизшевройл (ТШО), имел возможность поработать со сложными современными энергетическими установками и вентиляционным оборудованием последнего поколения. Каждая система уникальна, а общее в их техобслуживании – это системность, то есть постоянный мониторинг оборудования, анализ ключевых показателей и предиктивная аналитика, регулярный сервис, стандартизация процессов, управление резервом запчастей и комплектующих. Все это лежит в основе технического обслуживания практически любого энергетического оборудования.

– Вы смогли избежать незапланированных расходов компании «Тенгизшевройл» (ТШО) в 110 млн тенге, организовав оперативный ремонт энергооборудования в ускоренном режиме. В чем заключались основные вызовы?

– Да, на проекте будущего расширения (ПБР) «Тенгизшевройл» возникла сложная ситуация: примерно на трети воздушных приточно-вытяжных установок на нефтепромысловых объектах сгорели нагреватели. Воздушные установки обеспечивают вентиляцию на полевых объектах ТШО. Согласно требованиям безопасности Chevron и ТШО, с любого объекта, где температура остается несоответствующей стандартам более шести часов, персонал должен быть эвакуирован до восстановления работы системы. Учитывая экстремальные температуры на нефтяном месторождении «Тенгиз», которые летом могут достигать +60°C, а зимой опускаться до -25°C, данная проблема представляла существенную угрозу для безопасности людей на объекте, поэтому восстановление полной работоспособности вентиляционных установок было жизненно важно для продолжения проекта. Также имелись и другие препятствия: например,  отсутствие необходимых запасных частей на казахстанском рынке, в связи с чем пришлось налаживать новые цепочки поставок из-за рубежа. В дополнение ко всему, в мире все еще действовали карантинные ограничения в связи с COVID-19, что существенно замедляло процесс поставки материалов.

– Вам удалось не только предотвратить эвакуацию персонала, но даже избежать простоя объекта. Ваша работа была отмечена бронзовой медалью ТШО «За вклад в развитие Проекта будущего расширения (ПБР)». Что оказалось ключевым фактором успеха?

– Их было несколько. Во-первых, тщательный анализ первопричин, они оказались связаны с неисправной автоматикой и неправильными электрическими соединениями, что и привело к перегоранию нагревателей. Мы оперативно устранили эти причины. Во-вторых, широкие контакты в профессиональной среде: благодаря им удалось оперативно закупить в Турции экспериментальную партию нагревателей, ранее не представленных на рынке Казахстана. Мы проверили их на совместимость, избежали лишних затрат на сумму более 110 млн тенге и обеспечили необходимый резерв запасных частей.

– Можно сказать, что вы ввели новых игроков на казахстанский рынок, что повысило устойчивость сектора энергетического оборудования и комплектующих. Что еще стоит изменить в техобслуживании в энергетике, чтобы вывести его на новый уровень?

– Для качественного технического обслуживания оборудования в энергетическом секторе необходимо оцифровать объекты путем внедрения IoT-устройств для сбора данных о состоянии оборудования в реальном времени. Нужно проводить постоянный анализ полученной информации с помощью машинного обучения для предсказания возможных отказов и определения оптимальных сроков обслуживания. Следующий шаг – обучение и поддержка профессионализма персонала, а также передача рутинных и опасных производственных задач роботизированным системам, сегодня это частично уже возможно. Кроме того, нам нужно создавать цифровые модели или цифровые двойники оборудования – это позволит контролировать его состояние в реальном времени. И заключительный шаг – интеграция данных о техобслуживании с системами ERP - Enterprise Resource Planning, в частности с программами CMMS (Computerized Maintenance Management System), для автоматического планирования и обеспечения полного контроля над процессами техобслуживания, включая закупку запасных частей, управление запасами и координацию работы персонала.

– Ваш опыт лег в основу вашей авторской методики систематизации инженерных услуг и технического обслуживания для увеличения эффективности работы компаний. Каковы ее ключевые аспекты?

– Методика основана на таких столпах, как определение корня проблемы, использование информационных диаграмм (dashboard) для оценки и управления активами, разработка стратегии и технического планирования, а также практическое применение. Эксплуатирующему персоналу моя методика позволяет быстрее принимать оперативные и стратегические решения, а компаниям в целом – систематизировать процессы, минимизировать риски, связанные с техническими сбоями, повысить эффективность работы и получать коммерческую выгоду.

– Сегодня вы являетесь магистрантом совместной программы школы бизнеса им. Маршалла и Инженерной школы Витерби Университета Южной Калифорнии. Что для вас самое ценное в процессе учебы?

 Университет Южной Калифорнии предоставляет возможность пройти уникальную программу управления глобальными цепочками поставок (Global Supply Chain Management), которая входит в Топ-5 обучающих программ мира. Эта программа предоставляет широкие возможности в плане карьерного роста, профессионального развития, расширения профессиональных контактов, доступ к новейшим технологиям и многое другое. Согласитесь, доступ к безграничной информации, новейшим технологиям, а также возможность достичь резкого карьерного роста - хороший стимул для учебы. Энергетике нужны профессионалы с самым передовым набором компетенций.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.