Инженер-энергетик, технический эксперт, магистрант совместной программы Школы бизнеса им. Маршалла и Школы инженерии им. Витерби Университета Южной Калифорнии рассказал, как большие данные и цифровизация делают энергетику устойчивой.
За первое полугодие 2024 года в Казахстане было произведено 60,449 млрд кВтч электроэнергии при потреблении 60,169 млрд кВтч, сообщается на официальном сайте премьер-министра республики. Несмотря на то, что показатели свидетельствуют о стабильности работы электросетевой инфраструктуры страны, перед властями стоит задача модернизировать существующие энергообъекты. Для финансирования этих планов в рамках программы «Тариф в обмен на инвестиции» предусмотрено увеличение годового лимита возвратных инвестиций с 32 млрд тенге до 428 млрд тенге. Энергетический сектор Казахстана является краеугольным камнем национальной экономики, обеспечивая около 17% ВВП и около 70% экспортных доходов, приводит данные эксперт по техническому обслуживанию энергооборудования, высококвалифицированный инженер-энергетик Адильжан Джайлаганов. Однако, говорит эксперт, уровень технического обслуживания в энергетической отрасли отстает от мировых стандартов. Для того, чтобы решить эту проблему, энергетик разработал собственный метод техобслуживания энергообъектов, который показал свою эффективность в одном из ключевых проектов Казахстана – месторождении «Тенгиз», в подготовке которого участвует ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО). В интервью Адильжан Джайлаганов поделился своей методикой и рассказал о самых эффективных решениях в техническом обслуживании энергообъектов крупнейших промышленных предприятий.
– Адильжан, в чем заключаются основные сложности в техобслуживании энергообъектов в Казахстане?
– По большому счету сложность у нас одна – устаревшая инфраструктура. Например, многие тепловые электростанции Казахстана были построены в советское время, около 50% этих объектов сейчас старше 30 лет. Доля незапланированных простоев оборудования на них составляет 10-15% ежегодно. Это значительно выше по сравнению с передовой мировой практикой, где незапланированные простои занимают не более 5%. Тенгизское и Карачаганакское месторождения, хотя и являются одними из самых продуктивных в стране, также сталкиваются с проблемами технического обслуживания из-за старения критически важного оборудования. Его средний возраст превышает 20 лет, что вызывает беспокойство, учитывая, что отраслевой стандарт часто рекомендует капитальный ремонт или замену после 15-20 лет эксплуатации. Стареющая инфраструктура приводит к росту расходов на техническое обслуживание: в нашей стране они могут составлять 20-30% от общих эксплуатационных расходов (OPEX) против среднемирового значения в 10-15%.
– Вы знаете характеристики практически всех видов энергетического оборудования – от газовых и паровых турбин до дизельных генераторов и энергооборудования котельных, компрессорных, насосных, водоочистительных станций. Есть ли что-то общее в техобслуживании таких разных машин?
– Действительно, за мою карьеру я, можно сказать, руками изучил практически все поколения энергооборудования в нашей стране. Как специалист я вырос в АО «ЖайыкТеплоЭнерго», за что благодарен моим бывшим коллегам. Будучи ведущим инженером производственно-технического отдела, занимался ремонтными программами основного и вспомогательного оборудования теплоэлектростанции (ТЭЦ), а также современного газотурбинного блока Hitachi, интегрированного в общий производственный процесс станции. В компании Caspian Offshore Construction Realty Group, на месторождении «Тенгиз», в качестве инженера-механика по эксплуатации и техническому обслуживанию курировал одновременно более 120 объектов – как производственных, так и систем жизнеобеспечения. А участвуя в Проекте Будущего Расширения компании Тенгизшевройл (ТШО), имел возможность поработать со сложными современными энергетическими установками и вентиляционным оборудованием последнего поколения. Каждая система уникальна, а общее в их техобслуживании – это системность, то есть постоянный мониторинг оборудования, анализ ключевых показателей и предиктивная аналитика, регулярный сервис, стандартизация процессов, управление резервом запчастей и комплектующих. Все это лежит в основе технического обслуживания практически любого энергетического оборудования.
– Вы смогли избежать незапланированных расходов компании «Тенгизшевройл» (ТШО) в 110 млн тенге, организовав оперативный ремонт энергооборудования в ускоренном режиме. В чем заключались основные вызовы?
– Да, на проекте будущего расширения (ПБР) «Тенгизшевройл» возникла сложная ситуация: примерно на трети воздушных приточно-вытяжных установок на нефтепромысловых объектах сгорели нагреватели. Воздушные установки обеспечивают вентиляцию на полевых объектах ТШО. Согласно требованиям безопасности Chevron и ТШО, с любого объекта, где температура остается несоответствующей стандартам более шести часов, персонал должен быть эвакуирован до восстановления работы системы. Учитывая экстремальные температуры на нефтяном месторождении «Тенгиз», которые летом могут достигать +60°C, а зимой опускаться до -25°C, данная проблема представляла существенную угрозу для безопасности людей на объекте, поэтому восстановление полной работоспособности вентиляционных установок было жизненно важно для продолжения проекта. Также имелись и другие препятствия: например, отсутствие необходимых запасных частей на казахстанском рынке, в связи с чем пришлось налаживать новые цепочки поставок из-за рубежа. В дополнение ко всему, в мире все еще действовали карантинные ограничения в связи с COVID-19, что существенно замедляло процесс поставки материалов.
– Вам удалось не только предотвратить эвакуацию персонала, но даже избежать простоя объекта. Ваша работа была отмечена бронзовой медалью ТШО «За вклад в развитие Проекта будущего расширения (ПБР)». Что оказалось ключевым фактором успеха?
– Их было несколько. Во-первых, тщательный анализ первопричин, они оказались связаны с неисправной автоматикой и неправильными электрическими соединениями, что и привело к перегоранию нагревателей. Мы оперативно устранили эти причины. Во-вторых, широкие контакты в профессиональной среде: благодаря им удалось оперативно закупить в Турции экспериментальную партию нагревателей, ранее не представленных на рынке Казахстана. Мы проверили их на совместимость, избежали лишних затрат на сумму более 110 млн тенге и обеспечили необходимый резерв запасных частей.
– Можно сказать, что вы ввели новых игроков на казахстанский рынок, что повысило устойчивость сектора энергетического оборудования и комплектующих. Что еще стоит изменить в техобслуживании в энергетике, чтобы вывести его на новый уровень?
– Для качественного технического обслуживания оборудования в энергетическом секторе необходимо оцифровать объекты путем внедрения IoT-устройств для сбора данных о состоянии оборудования в реальном времени. Нужно проводить постоянный анализ полученной информации с помощью машинного обучения для предсказания возможных отказов и определения оптимальных сроков обслуживания. Следующий шаг – обучение и поддержка профессионализма персонала, а также передача рутинных и опасных производственных задач роботизированным системам, сегодня это частично уже возможно. Кроме того, нам нужно создавать цифровые модели или цифровые двойники оборудования – это позволит контролировать его состояние в реальном времени. И заключительный шаг – интеграция данных о техобслуживании с системами ERP - Enterprise Resource Planning, в частности с программами CMMS (Computerized Maintenance Management System), для автоматического планирования и обеспечения полного контроля над процессами техобслуживания, включая закупку запасных частей, управление запасами и координацию работы персонала.
– Ваш опыт лег в основу вашей авторской методики систематизации инженерных услуг и технического обслуживания для увеличения эффективности работы компаний. Каковы ее ключевые аспекты?
– Методика основана на таких столпах, как определение корня проблемы, использование информационных диаграмм (dashboard) для оценки и управления активами, разработка стратегии и технического планирования, а также практическое применение. Эксплуатирующему персоналу моя методика позволяет быстрее принимать оперативные и стратегические решения, а компаниям в целом – систематизировать процессы, минимизировать риски, связанные с техническими сбоями, повысить эффективность работы и получать коммерческую выгоду.
– Сегодня вы являетесь магистрантом совместной программы школы бизнеса им. Маршалла и Инженерной школы Витерби Университета Южной Калифорнии. Что для вас самое ценное в процессе учебы?
– Университет Южной Калифорнии предоставляет возможность пройти уникальную программу управления глобальными цепочками поставок (Global Supply Chain Management), которая входит в Топ-5 обучающих программ мира. Эта программа предоставляет широкие возможности в плане карьерного роста, профессионального развития, расширения профессиональных контактов, доступ к новейшим технологиям и многое другое. Согласитесь, доступ к безграничной информации, новейшим технологиям, а также возможность достичь резкого карьерного роста - хороший стимул для учебы. Энергетике нужны профессионалы с самым передовым набором компетенций.